Найти тему

О том, как язычники-ирландцы приняли Христа и о том, как ирладские монахи просвещали Европу

Икона всех святых в Британии и Ирландии просиявших
Икона всех святых в Британии и Ирландии просиявших

Римский епископ Палладий отправился в Ирландию в 431 году. К тому времени на острове уже были небольшие христианские общины. Миссия Палладия оказалась кратковременной и не слишком удачной.

Святой Патрик прибыл в Ирландию через год. О святом подробно я напишу позже. Патрик не был ирландцем, но его миссионерское служение его было связано с Ирландией. Святого Патрика называют «апостолом Ирландии». Ежегодно 17 марта, в день памяти святого, люди и объекты во многих странах мира перекрашиваются в изумрудный цвет. Это цвет ирландского флага, символизирующий католическую веру. Иногда (не хочется говорить "как правило") перекрашиванием в зелёный цвет всё и ограничивается. Но ведь день святого — это христианский, а не карнавально-питейный праздник.

Итак, в V-VI веках в Ирландии распространилось и утвердилось христианство. Что, конечно, не означает активного отречения всех жителей острова от языческих верований. Произошло мягкое срастание двух традиций при главенстве христианских ценностей и установлений. Языческие боги изумительным образом превратились в христианских святых.

Замечательный историк, кельтолог Сергей Шкунаев пишет об этом событии так: «Ирландия — остров без святых мучеников. Чаще всего не останки претерпевших страшную смерть за веру служили здесь священными реликвиями, а книги, колокольчики, посохи великих проповедников и основателей монастырей…»

Отличительной чертой ирландского христианства является её свободная церковная организация. Ирландская церковь — это церковь монастырей. Их было множество, островная карта покрыта монастырями. При этом служители церкви находили покровителей в королях, а короли опирались на духовную власть монастырей.

Монахи не уединялись в кельях, а служили людям. Высшую духовную власть имели настоятели монастырей, а не епископы. Ирландское богослужение имело немало общего с ранней византийской традицией. Сам дух ирландской церкви можно назвать первоапостольским. Её главенствующее настроение — ликование и радость от прихода в мир Спасителя.

Вот ещё поразительный факт. За четверть века со времени начала миссионерской деятельности святого Патрика в Ирландии появилось более пятисот святых подвижников!

После падения Римской империи европейская цивилизация оказалась в глубоком кризисе. Варварство не имело национальности, любые очаги культуры были для неё помехой и угрозой. Для Европы настало время интеллектуального регресса. Казалось, что кризис невозможно сдержать.

Из всех европейских стран только в Ирландии продолжалась культурная эволюция. Ирландские монастыри стали средоточием интеллектуальной жизни, центрами учёности. Именно Ирландия спасла Европу от интеллектуальной деградации. ВVI-VII веках ирландские монахи-учёные несли свет знаний европейской ойкумене.

Важнейшим наследием монастырской жизни является литература. Монахи переписывали не только Библию и другие религиозные тексты, но и сочинения выдающихся авторов. В скрипториях записывали законодательные тексты, причём послушники использовали как латынь, так и письменный вариант древнеирландского разговорного языка. Так сложилась впечатляющее собрание текстов на ирландском языке. Среди них и выдающееся произведение историко-мифологического содержания «Книга захватов Ирландии». Это первое записанное сочинение по ирландской истории. Книга эта оказала колоссальное влияние на культурную самоидентификацию ирландцев.

В ирландские монастыри приезжали люди из Англии и континентальной Европы. Они искали знаний и мудрости. Монастыри Ирландии являлись местом безопасным, надёжным убежищем интеллектуальной европейского элиты того времени.

Но и сами ирландские монахи пускались на утлых судёнышках в дальние странствия, а затем продолжали путешествие по суше. Такое добровольное расставание с родиной ради истины Христовой называлось potior peregrinato — странствие ради любви к Господу. Целью монахов была не только проповедь веры. Они отказывались от того, что любили, предавая Христу и души и помышления. Их главной жертвой, совершавшейся в любви, была разлука с Ирландией. В век наступившего варварства ирландские монахи странствовали по Европе, основывали монастыри и сохранили христианскую культуру.

Для ирландских проповедников не было других духовных авторитетов, кроме Спасителя. Святой Колумба осмелился противостоять самому Папе Римскому. Этот замечательный проповедник считал, что если у человека отнять свободу, то не останется ничего. Он стремился к объединению всех христианских стран и видел Европу с единой верой и культурой.

Вспомним слова великого ирландца Джеймса Джойса о кузнеце, кующем несотворённое сознание своего народа. Эта метафора прекрасно раскрывает и главную цель миссионерской деятельности монахов-проповедников. Нести слово Спасителя, выковать заново духовные ценности европейской цивилизации, спасти мир от варварства.

Какая чудесная икона святого Патрика
Какая чудесная икона святого Патрика

Краткая история Ирландии