Вот казалось бы, все об этом подвиге известно. В Севастополе есть улица (достаточно значимая), носящая имя Хрусталева Николая Титовича (или, если говорить точно, по документам, Титыча), но есть нюанс: если вбить в поисковик его имя вывалится куча однотипных текстов.
Для меня это сигнал, что нужно копать глубже, тем более, что это почти земляк моего прадеда из Грозненского района Чечни. Мой прадед жил чуть ближе к горам. Как оказалось, сигнал оказался правильным. Нет, в текстах написано все правильно (почти правильно). Подвиг был. Просто картинка получается интереснее и "объемнее", обрастая кучей интересных деталей.
Начнем с "классики", с того, что принято "традиционно" писать (если вы все знаете, пропустите):
"В тридцати километрах северо-восточнее Севастополя, в Бельбекской долине, приютился поселок Мало-Садовое. Северный склон долины крутой, скалистый, лишен растительности, южный щедро покрыт лесом. По дну ущелья протекает речушка Бельбек, больше похожая на ручей. Берега ее заросли густым кустарником. Все это благоприятствовало сосредоточению здесь сил противника. И действительно, наша разведка обнаружила большое количество танков, бронетранспортеров и живой силы врага. 5 ноября на штурмовку этих сил из района Байдарских ворот вылетело 20 самолетов 11-го авиаполка. Они шли двумя группами. Первую вел старший лейтенант Алексей Покалюхин, вторую — капитан Николай Хрусталев. Самолеты вышли на цель. Ясно видны техника и пехота. По команде ведущих начали штурмовку. Внизу вспыхнуло пламя. Загорелись два бронепоезда, взорвался бензозаправщик. Самолеты сделали разворот и нанесли второй удар. Но в это время в воздухе появилось восемь «мессершмиттов». Разделившись на четверки, они начали атаковать. Несмотря на то, что наши летчики имели количественный перевес, бой этот для них был неравным. 11-й полк хотя и назывался штурмовым, однако был вооружен не грозными ИЛ-2, а истребителями И-5. Когда-то эти полуторапланы считались неплохими самолетами. А потом настолько устарели, что возможность вести на них бой против «мессершмиттов» исключалась. Поэтому их приходилось использовать в качестве штурмовиков по той простой причине, что «летающих танков» авиация Черноморья в те тяжелые дни имела очень мало. Приняв вызов фашистов, наши летчики дрались самоотверженно. Когда капитана Хрусталева атаковали два вражеских самолета, друзья поспешили ему на помощь. Используя удачный момент, лейтенант Владимир Фомин сбил один из них. Но второй успел дать очередь по машине капитана. Кабина тотчас наполнилась едким дымом. Самолет терял высоту. У летчика была еще возможность спастись на парашюте. Но кругом лежала территория, захваченная врагом, и приземление означало плен. Капитан напряженно искал выход. Задыхаясь от дыма, он сделал последнее усилие, перевел свой горящий самолет в крутое пике и на глазах однополчан врезался в скопление вражеской техники. Раздался взрыв, и клубы черного дыма поднялись над ущельем". (Дорохов Александр Петрович "Крылатые защитники Севастополя").
Начнем с полка.
Да, 11 штурмовой авиационный полк в "перечне" №18 (ЧФ) присутствует (22.09.1941 -01.02.1942г.). Сложность в том, что… не все так просто.
Первая ошаэ сформирована в ВВС ЧФ приказом НК ВМФ № 0884 от 12.09.1941года. Вторая ошаэ – приказом НК ВМФ № 0894 от 16.09.1941.
И, таки, да, 22.09.1941 был сформирован как 11 штурмовой авиационный полк ВВС ВМФ при ВМАУ им. Сталина (г. Моздок) по штату 030/156 на основании приказа НК ВМФ № 0911, состоящий из этих эскадрилий. Но, есть нюанс.
К этому моменту, это были уже другие эскадрильи. Все прослеживается даже по самолетам. 1-я эскадрилья, учившаяся на И-15-х, улетела в Воронеж (на завод), получать Ил-2, после чего, она стала 3-й эскадрильей 18-го штурмового авиаполка (15 Ил-2). При Ейском училище оставались штаб полка (майор Рассудков) и вторая эскадрилья, которая получила в наследство И-15. Но, ненадолго.
Вскоре, 2-яэскадрилья перебрасывается в Крым (но, без матчасти). Практически все они вызвались добровольцами (хотя, такое себе решение: инструкторов на передовую посылать).
Здесь эскадрилья "садится" на откровенное старье, латанное много-много раз, на И-5 и КОР-1, частично полученные от флота, частично из матчасти эвакуированного Качинского училища.
На 18.10.41 г. в полку было: И-5 - 18 исправных и 15 неисправных, Р-5 - 1 исправный и 1 неисправный, Кор-1 - 2 исправных и 2 неисправных. Откуда это стало понятно? Часть информации нашлась в документах, но кое что нашлось и в немецких документах в протоколах допросов наших пленных летчиков. Сложность данных еще и в том, что в ряде документов, он обозначен как «истребительный» авиаполк, а, в ряде документов он указан не как 11-й, а, как «II АП», т.е. 2-й авиаполк (идет путаница). Несколько пилотов нашлись в потерях «2-го АП». Как это обстоятельство «выловилось»? По фамилиям.
Ладно, не суть, об этом в следующий раз. Самолеты 11-го шап базировались на аэродром… Байдары (да, был такой аэродром в Бельбекской долине, нашли мы его расположение). Это кажется, что Байдары далеко. Один перевал (Бечку) и, вот она, Бельбекская долина (причем не очень далеко от места гибели Н.Т.Хрусталева).
Обстоятельства.
А, вот здесь начинается самое интересное. Естественно, текст про «бронепоезда» - бред. Важно другое. Читаем: «Северный склон долины крутой, скалистый, лишен растительности, южный щедро покрыт лесом. По дну ущелья протекает речушка Бельбек, больше похожая на ручей. Берега ее заросли густым кустарником. Все это благоприятствовало сосредоточению здесь сил противника. И действительно, наша разведка обнаружила большое количество танков, бронетранспортеров и живой силы врага».
Выкинув важный эпизод из истории обороны Крыма и Севастополя, советская историческая наука была вынуждена врать. Добавляем детали картины. Приморская армия 5-го и 6-го ноября 1941 года пыталась прорваться по БЕЛЬБЕКСКОЙ долине. Бой шел в районе совр. села Аромат (Фоти-Сала, Ени-Сала). Позиции наших и немцев мы уже отследили.
Авиация штурмовала немецкие моторизованные колонны, которые шли на выручку попавшему в сложную ситуацию 105-му пехотному полку 72-й пд, одновременно закупоривая долину. Одновременно, со стороны устья Бельбекской долины, от Дуванкоя (Верхнесадового) атаку вели части Приморской армии, уже вышедшие в Севастополь (в основном, 80-й разведбат капитана Антипина). Цитируем дальше.
«И действительно, наша разведка обнаружила большое количество танков, бронетранспортеров и живой силы врага. 5 ноября на штурмовку этих сил из района Байдарских ворот вылетело 20 самолетов 11-го авиаполка. Они шли двумя группами. Первую вел старший лейтенант Алексей Покалюхин, вторую — капитан Николай Хрусталев».
Противник отмечает налет до 15 самолетов «Рата» (это общая кличка наших старичков). Немцы дают четыре группы и… немного в другом районе. В принципе, в составе 11-го шап 20-ти исправных машин И-5 уже не было. Остались 15 исправных И-5 и четыре И-153 (из бывшей матчасти 3-й аэ 32-го ИАП)
Токмо, если верить нашим документам Н.Т.Хрусталев погиб не 5-го, а 6-го ноября 1941 года (и, скорее всего, это так). Почему? Противник, отмечает 6 ноября 1941 года налет восьми самолетов «Рата» (двумя группами по 4 самолета) на тылы 172-го артполка, который двигался по Бельбекской долине.
Одна из сбитых машин рухнула на колонну автомобилей. Если это была машина капитана Н.Т Хрусталева, то шансов у него не было. Противник пишет о том, что штурмовка велась с высоты 15-30 метров, т.е. на бреющем полете, и шансов не было никаких. Ни о каком парашюте речь не шла, могла быть аварийная посадка, но пилот выбрал иное решение.
А, вот тут начинаются чудеса. Смотрим дату на памятнике.
Допускаю, что документы могут ошибаться, и капитан Н.Т. Хрусталев погиб не 6-го, а 5-го числа. Но, тогда история получается еще интереснее. Вечером 5-го числа группа из 12 «Рата» возвращалась мимо села Кучук-Сюрень (Малосадовое). Группа была атакована истребителями. По данным свидетелей один сбитый самолет спикировал на дом, занятый немцами, пилот выбросился на парашюте, и был пленен немцами. Немцы пишут, что самолет спикировал на дом, похоронив под собой 29 человек, пилот пленен, но фамилия попавшего в плен сержанта совсем другая. Но найти его в ОБД Но найти его в ОБД «Мемориал» я пока не могу.
Работаю, ищу, копаю, просто поделился промежуточным результатом.