Слайд «Реактивное и проактивное мышление» подготовлен по материалам Стивена Кови. На нем представлена информация о радикальных отличиях между образом мыслей неудачника и победителя, между реактивным и проактивным мышлением.
Когда человек объясняет свои действия лишь внешними причинами и перекладывает свои неудачи и ответственность за них на других людей или обстоятельства, ищет виновников – он мыслит реактивно (раздражитель, стимул – реакция). Это примитивный (животный) способ мышления зависимого человека – психология неудачника. Реактивные люди зависят от физических условий окружающей среды, от отношения к ним окружающих людей. Такие люди пользуются лексикой, которая снимает с них ответственность. Такие люди обычно находятся в подчинении у других людей. Чаще всего они испытывают негативные эмоции, так как находятся в роли «жертвы», накапливая при этом комплекс обиды.
Есть другая категория людей, которые берут ответственность на себя и сами определяют свою реакцию на раздражители (стрессоры). Такие люди реализуют уникальный человеческий потенциал на основе развития способностей подчинять импульсивные эмоциональные реакции своим ценностям. Они обладают свободой выбора, в отличие от реактивных людей, которые такой свободы не имеют. Речь проактивного человека отражает его мысли.
Есть один прекрасный способ определить степень нашей проактивности – это посмотреть, чему мы посвящаем большую часть своего времени и энергии.
Есть круг забот – область значимых для нас отношений, явлений, обстоятельств, потребностей и внутри этого круга есть меньшая область – круг влияния, область нашего контроля.
Определяя, на каком из этих двух кругов мы фокусируем большую часть нашего времени и энергии, мы можем судить о степени нашей проактивности.
Проактивные люди фокусируют свои усилия на Круге Влияния.Они направляют свою энергию на то, что подвластно их влиянию. Природа их энергии позитивна, она расширяет, увеличивает Круг Влияния. Эти люди непрерывно увеличивают свой потенциал и тем самым притягивают к себе других людей.
Реактивные люди, напротив, растрачивают свои усилия в Круге Забот. Они фокусируют внимание на слабостях других людей, на проблемах внешней среды и обстоятельствах, на которые они влиять не в силах. Их Круг Влияния при этом сжимается, что приводит к еще большей зависимости от внешнего мира. Фокусируясь на Круге Забот, реактивные люди позволяют тому, что находится внутри него, управлять ними.
-----------------------------------------------------------
РЕЗУЛЬТИВНОЕ И ПРОБЛЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Чего вы хотите?
Это ключевой вопрос. Результат (цель) — это то, чего вы хотите: желаемое состояние, нечто такое, чего вы не имеете в настоящем. Результаты достигаются, когда мы их добиваемся. Первый шаг к достижению результатов — это тщательное их обдумывание. Почему вы хотите добиться именно этого результата и должны ли вы этого хотеть — вот вопросы, на которые нужно дать ответ.
Ставя перед собой цель, мы должны осознавать различие между тем, что мы имеем, и тем, чего хотим. Различие — это «проблема». Когда вы ставите перед собой цель и отчетливо представляете себе желаемое состояние, то можете спланировать путь от одной точки до другой. Вы становитесь активны, осознаете проблему и начинаете двигаться к решению.
Когда же вы не знаете, чего хотите, найдется множество людей, которые с удовольствием начнут заставлять вас работать для достижения их собственных целей.
Результат — это совсем не то же самое, что задача. Результат — это то, чего вы хотите. Задача — это то, что вы должны сделать, чтобы добиться результата. Не приступайте к задаче, не обдумав результата.
Проблемы не могут быть решены, пока вы не обдумали результат.
Перемена — это путешествие от неудовлетворительного настоящего состояния к состоянию желаемому — вашему результату.
Чтобы осуществить это путешествие, необходимы различные ресурсы.
Некоторые цели более важны, чем другие. Они называются Огромные, Невероятно Великие Цели (ОНВЦ). Не все условия применимы к ОНВЦ. Это глобальные результаты, и они не могут быть конкретизированы до мельчайших деталей.
ОНВЦ обладают следующими качествами:
• они долгосрочны (5—30 лет);
• они ясны, очевидны, их легко понять;
• они связаны с вашей личностью и ключевыми ценностями;
• вы очень серьезно к ним относитесь. Они целиком определяют ваши эмоции — вам становится хорошо, когда вы о них думаете;
• когда вы впервые поставили их перед собой, они казались вам недостижимыми. но время идет, и результаты становятся все ближе и ближе;
• они не требуют от вас отказа от настоящего ради возможного будущего.
ОНВЦ могут изменить вашу жизнь.
Поскольку они долгосрочны и связаны с вашими ключевыми ценностями, вы часто добиваетесь их непредсказуемым, даже парадоксальным способом, а иногда они приходят в вашу жизнь как по волшебству.
ОНВЦ часто включают в себя «отстраненные» элементы. Если вы их не добиваетесь, вам становится больно. Это делает их еще более привлекательными.
Они часто бывают связаны с определенными сроками или набором условий.
Наиболее глобальные ОНВЦ часто связаны с коренным изменением элементов вашей жизни. Иногда увеличение дохода происходит не из-за того, что вы что-то для этого делаете, а потому, что вы прекращаете делать что-то другое.
Примеры ОНВЦ:
• стать известным писателем;
• создать собственную процветающую компанию;
• основать благотворительный фонд;
• переехать в другую страну;
• выиграть золотую медаль на Олимпийских играх;
• стать миллионером.
ОНВЦ всегда носят творческий характер. Они оказывают продолжительное воздействие на вашу жизнь и отражают ваши ценности. Вы сами создаете их, они носят личностный характер, вы не можете заимствовать их у других людей.
Составьте список ваших целей и регулярно анализируйте его. Вознаграждайте себя, когда будете добиваться какой-то из них, и цените эти события. Вы работали именно ради них и заслужили эту награду. Наслаждайтесь самими достижениями и путем, которым вы следовали к ним. Коллекционируйте эти моменты, как прекрасные картины, как альбомы фотографий.
Возвращайтесь к ним. Используйте их, чтобы мотивировать себя в будущем. Пусть они станут для вас источником вдохновения, обучения и удовольствия.
Вот четыре основных вопроса, которые вы должны задать себе, чтобы ваше путешествие оказалось успешным:
• Куда я двигаюсь? (Каково желаемое состояние или результат)
• Почему я двигаюсь? (Ценности, которые вас направляют)
• Как я могу туда попасть? (Стратегия перехода)
• Что делать, если что-то пойдет не так? (Планирование риска и различных вариантов поведения)
Результаты деятельности имеют два аспекта:
1. Результативное мышление направлено на решение (чего вы хотите в данной ситуации). Результативная ориентация — настойчивое обдумывание результатов и определение общего направления и жизненных целей. Пока вы не понимаете, чего хотите, любые ваши действия будут бесцельными, а результаты — случайными.
Ориентация на результат позволяет вам контролировать направление, в котором вы движетесь. Этот контроль необходим вам в личной жизни и совершенно обязателен в бизнесе.
2. Противоположностью результативного мышления является мышление проблемное. Проблемное мышление концентрируется на том, что в данный момент неверно. Наше общество основано на проблемном мышлении. Мы в первую очередь стараемся понять, что в нашем поведении было неверно. Следующим шагом обычно становится определение виновных, словно все плохое случается только потому, что люди совершают эти поступки намеренно. Это особенно справедливо в отношении политики.