Если хвост змеи испачкали кормом или кровью во время кормёжки, она может принять саму себя за еду и укусить. У большинства ядовитых змей есть иммунитет к собственному яду, поэтому они редко умирают от таких укусов. Возможно, именно такую змею — кусающую себя за хвост – однажды увидели философы древности и придумали символ уробороса. Заставив потомков преклоняться перед величественной мудростью матери-земли.
А еще есть передачи с участием Дэвида Аттенборо и иже с ним, где под красивую музыку зрителям показывают увлекательную жизнь дикой природы. И всё в ней гармонично, продумано и прекрасно. А человек, такой жестокий и деструктивный, нарушает её гармонию.
Но стоит вдуматься, что на самом деле происходит в природе, как от гармонии не остаётся и следа. Хищник всегда поедает жертву заживо. Когда в первый раз вдумываешься в это, становится не по себе. Хищник рвёт добыче брюхо, впивается зубами в морду, потрошит и глотает дымящиеся кишки — а жертва в это время все ещё дышит. И все чувствует. И так происходит каждый раз, когда волку, тигру или лисе выпала удача. В противном же случае им придётся долго и мучительно умирать от голода.
В голодное время мать может полакомиться кем-то из своих детёнышей, чтобы выкормить остальных. Это нормально для дикого мира. А самцы устраивают жестокие битвы за то, чтобы оплодотворить самку, которая вообще не хочет совокупляться, и дело может кончится насилием. И это тоже для дикого мира нормально.
Когда антилопы гну переходят через реку, первыми в плавание пускаются старые и больные особи, чтобы отвлечь на себя внимание аллигаторов. Вот только они не сами так решают, стадо их туда сталкивает. Нормально ли это? Для нас нет, но для антилоп – вполне.
Выживание — это жестокий и опасный челлендж, в котором помимо охотника и добычи есть ещё природные катаклизмы, болезни, травмы, паразиты… А бывает, что животному просто не повезло. В горах, к примеру, можно найти скелет оленя, застрявшего между камнями. Вот так он неудачно зашёл в расщелину, а выбраться уже не смог. Или заяц отморозил лапку, и у него началась гангрена. Больницы в лесу не предусмотрены, обратиться за помощью некуда. Животное обречено на гибель от болезни — или от зубов хищников.
В природе никто и никогда не умирает спокойно. Любая смерть в условиях дикой жизни — ужасное мучение, и каждое животное рано или поздно на неё обречено. Природой правит слепой случай, где каждое событие происходит непреднамеренно. Природа вовсе не мудра, она хаотична и беспощадна к ошибкам, которые сама же и создаёт. Тому есть множество примеров, стоит только копнуть "гармоничную" жизнь чуть глубже.
Природа рождает все подряд, включая двухголовых младенцев и мальчиков в теле девочек, а потом бесстрастно смотрит, как коса естественного отбора делает свое дело. По сравнению с жестокостью матушки-природы мы, люди, просто ангелы. Но это непопулярное в наше время мнение.
Первая часть "Аватара", несмотря на сглаживание острых углов, показывала истинное нутро мира дикой природы. И места человека в ней. Природа — это опасный, но грандиозный и увлекательный челлендж, которому никакие игры и в подметки не годятся. Когда ты молод, здоров и можешь его проходить — это очень круто. Когда ты болен, о тебе позаботится твое племя. Но природа жестока и непредсказуема, она может забрать твою жизнь и жизнь твоих близких максимально мучительным способом и в любое время. Но даже тогда — племя рядом, чтобы тебя поддержать. И помнить о тебе. В этой идее (и в идеализированном образе племени на'ви) я видела максимально ёмко выраженную концепцию человечности.
Вторая часть предложила мне тот же мир, но полностью скрытый под взбитыми сливками вселенской гармонии и тошнотворным ванильным соусом мудрости природы. Пронзительное противостояние естественного отбора и человечности сменилось наивной верой в доброту дикой жизни. И я разочарована этим даже больше, чем ужасным сценарием.
Сценарий и правда плох. Максимально примитивные герои, примитивные контрасты, примитивные диалоги, предсказуемые события и каждые пять минут рояли в кустах. Наплыв событий, которые остались за кадром, в начале ленты так велик, что у меня сложилось ощущение, что был некий "Аватар 1,5", который я не смотрела, поэтому ничего не понимаю. Каждая смерть персонажей — или наоборот тот факт, что они выжили — выглядит максимально нелепо. Половину фильма я просидела с фейспалмом. Кроме тех моментов, когда показывали море — удивительная, почти документальная красота. Но я в принципе люблю документальное кино.
Во втором "Аватаре" мир максимально черно-белый. И это странно. Неправдоподобно. Примитивной жизни туземцев агрессивно противопоставляется научно-технический прогресс. Зачем? Прогресс что, ничего не принёс ни науке, ни медицине, ни социальным нормам, ни явлению гуманности? Сколько жизней по итогу он спас? Миллионы. Если вдуматься, мы у прогресса в долгу.
А это деление героев на синих и белых и, соответственно, на хороших и плохих? Нечто странное... В первой части положение спасала внушительная фигура учёной Грейс — гения, мудрого человека. Человека! Не туземца. Который имел смелость противостоять собственной нации в её хищнических замашках. Да и Труди с Норманном, и другие люди на базе были ничего.
Во второй части среди людей нет ни одного стоящего персонажа. Ни одного. Единственный более-менее положительный герой жалеет о том, что он человек, и хочет стать туземцем! А вокруг него все люди — сплошь мерзкие злодеи. Тогда как на'ви все такие высокодуховные, прекрасные и без мыла чистые. Все до одного. Без исключения 🤨
Я покидала кинотеатр со смешанным чувством восхищения перед документальной частью фильма, раздражения по поводу сценария и — грустью. Ненависть к самим себе, к тому же беспочвенная — это последнее, что нужно сейчас человечеству, имхо.
Доброта и альтруизм свойственны нам как никому другому, мы по праву можем гордиться тем, что мы люди. Мы можем исправить ошибки, которые сделали, и для этого не нужно отказываться от собственных достижений и возвращаться обратно в лоно природы, к её дикой жестокости.
В конце-концов, стоит помнить, что сознание, которым мы так кичимся, это побочный продукт естественного отбора.
Побочный, не главный.
Отбор не стремился к тому, чтобы сделать нас разумными. Природе не нужно сознание для того, чтобы жизнь продолжалась. Поэтому мы — не венец, а боковой отросток эволюции. Которую продолжает не самый сильный или умный, вопреки расхожему мнению, а тот, кто в заданных условиях может оставить наибольшее количество копий своих генов.
Проще говоря — тот, кому больше повезёт.
Подавать дикую природу как гармоничный, благостный мир — значит сознательно играть на людском невежестве. Заставлять людей чувствовать себя оторванными от нее, а значит виноватыми, плохими, злыми. Отрицательными.
Зачем? Люди сами сделали так, что им везёт больше, чем другим животным. Так почему это плохо? Для кого это плохо? Людям есть над чем работать, безусловно. Но им не стоит возвращаться назад и считать, что змея, кусающая себя за хвост — символ мудрости жизни.
Змея просто глупая. А мы, по счастливому стечению обстоятельств, нет.