Споры о событиях 1937 года не утихают. Нас будут упрекать 1937 годом до тех пор, пока мы будем воспринимать те события через призму хрущевского разоблачения «культа личности Сталина». Нас будут тыкать в них носом еще и еще – столько, сколько мы будем пребывать во власти морока конца 80 - 90х, когда «либеральные доброжелатели» приучали нас, советских граждан, стыдится своей истории и ненавидеть собственную страну. 1937 будет оставаться острым оружием в руках врагов до тех пор, пока мы не научимся себя уважать (кстати, именно об этом говорил еще Достоевский – ссылка ниже).
Дыма без огня не бывает. Политические репрессии 30-х, которые так любят ставить в упрек Сталину, возникли не на пустом месте и вовсе не потому, что Сталин возомнил себя Богом и пресекал инакомыслие, как говорили нам в перестройку, а совсем по другим причинам. Только сейчас, когда начинают открываться архивы того времени, становится понятно, что не все так однобоко, как нам пытались все эти годы преподнести.
У событий 1937-го нет и не может быть одной причины. Это соединение в одной точке разных факторов, которые и привели к тем событиям. Их слишком много, чтобы уместить в рамках одной статьи, поэтому скажу лишь об основных.
Разные взгляды на построение социализма среди большевистского руководства
Задолго до 37- го года, еще в начале 20-ых годов, в руководстве большевистской партии возникла дискуссия о судьбе построения социализма. Известный российский учёный, специалист по сталинской эпохе, доктор исторических наук Юрий Николаевич Жуков так описывал те события:
«Даже после победы Октябрьской революции Ленин, Троцкий, Зиновьев и многие другие всерьёз не помышляли, что социализм победит в отсталой России. Они с надеждой глядели на промышленно развитые Соединённые Штаты, Германию, Великобританию, Францию. Ведь царская Россия по уровню промышленного развития находилась после крохотной Бельгии. Про это забывают. Мол, ах-ах, какая была Россия! Но в Первую мировую оружие мы покупали у англичан, французов, японцев, американцев. Большевистское руководство надеялось (о чём особенно ярко писал Зиновьев в «Правде») только на революцию в Германии. Мол, когда Россия с ней соединится, то и сможет строить социализм. Между тем Сталин ещё летом 1923 года писал Зиновьеву: если даже компартии Германии власть свалится с неба, она её не удержит. Сталин был единственным человеком в руководстве, который не верил в мировую революцию. Считал: главная наша забота – Советская Россия» (1. Интервью «Литературной газете», статья «Неизвестный 37-ой год»).
СССР – был первым социалистическим государством в мире. Как развивать страну, на что опираться, каким конкретно путем идти – проверенных решений ни у кого не было. Сталкивались разные мнения, каждый отстаивал свое виденье. Сталин переиграл Троцкого в борьбе за власть. Впоследствии именно Троцкий и его последователи при активном содействии иностранных спецслужб стали зачинщиками подготовки государственного переворота в СССР.
Можно ли утверждать, что новый избирательный закон Сталина привел к репрессиям?
Революция привнесла во власть много всего, и не всегда это были лучшие люди. Превратившись в местных царьков с большевистским окрасом, эти секретари обкомов и горкомов обросли жирком, и получив «новый мир» для себя, строить его для других не собирались.
«Сталинская» конституция 1936 года, (о ней я подробно рассказала в двух предыдущих статьях, ссылки ниже) и новый избирательный закон 1937 года не просто привносили кардинальные изменения в налаженную сытую жизнь партийных руководителей – эти законы грозили им потерей власти и расплатой за тот произвол, который они чинили от имени партии. Отныне избирательное право получали все - больше никаких лишенцев, кроме тех, кто лишен избирательного права по суду. Прямое голосование – каждый голосует за конкретного кандидата в депутаты Верховного Совета. И самое главное – альтернативные выборы, т.е. выбирают одного из нескольких претендентов. Именно это, последнее положение, отчасти и привело к «ежовщине», названной впоследствии «массовыми репрессиями», хотя термин «репрессии» в данном случае притянут за уши.
Термин «репрессия» значит наказание, карательная мера не только к политическим противникам, но и к осужденным за убийство, насилие, бандитизм, грабеж, взяточничество и пр. Позже, явно в целях увеличения числа «жертв сталинских репрессий», под него подвели всех уголовников сталинского периода: власовцев, бандеровцев, тех, кто служил в частях СС и др. Вот и получилось, что убийца, вор и насильник – тоже «жертва сталинских репрессий». Именно отсюда появились какие-то фантастические цифры осужденных по 58 статье (контрреволюционная деятельность), которыми позже так любили бравировать Солженицын и западные советологи.
Один любопытный момент, который опирается на статистику (1):
1935 год – всего по 58-й статье арестовано и осуждено 267 тысяч, из них к высшей мере наказания приговорено 1229 человек.
1936 год - соответственно 274 тысячи и 1118 человек.
Цифры не высокие, но вот дальше идет резкий всплеск.
В 1937-м арестовали и осудили по 58-й статье более 790 тысяч, расстреляли свыше 353 тысяч,
В 1938-м – соответственно более 554 тысяч и расстреляно более 328 тысяч.
Потом опять началось снижение.
В 1939-м – осуждено около 64 тысяч и к расстрелу приговорено 2552 человека.
В 1940-м – около 72 тысяч и к высшей мере – 1649 человек.
Сплошные «заговоры» – проводить альтернативные выборы никак нельзя
Чем же вызван такой страшный всплеск в 1937 и 1938 годах? Вот как этот момент описывает историк Юрий Жуков:
«Сразу после пленума, который поддержал новый избирательный закон с альтернативными кандидатами, в Москву посыпались шифрованные телеграммы. Секретари обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий запрашивали так называемые лимиты. Количество тех, кого им можно арестовать и расстрелять или отправить в места не столь отдалённые. Больше всех усердствовал «жертва сталинского режима» Эйхе, в те дни – первый секретарь Западно-Сибирского крайкома партии. Просил права на расстрел 10 800 человек. На втором месте – Хрущёв, возглавлявший Московский областной комитет: «всего лишь» 8500 человек. На третьем месте – первый секретарь Азово-Черноморского крайкома (сегодня это Дон и Северный Кавказ) Евдокимов: 6644 – расстрелять и почти 7 тысяч – отправить в лагеря. Присылали кровожадные заявки и другие секретари. Но с цифрами поменьше. Полторы, две тысячи… Полгода спустя, когда Хрущёв стал первым секретарём ЦК Компартии Украины, в одной из первых его депеш в Москву была просьба позволить ему расстрелять 20 000 человек. А ведь там уже по первому разу прошлись»
Чем же были эти запросы мотивированы? По мнению историка Юрия Жукова только одним:
«…только что НКВД, писали они, вскрыл вооружённую подпольную организацию, она готовит восстание. Значит, в этих условиях проводить выборы альтернативные невозможно. До тех пор, пока не будут ликвидированы эти якобы заговорщицкие организации».
Вот и найдена причина необходимости отменить альтернативные выборы. Поддерживали ее посадками и расстрелами: «Выбирать нельзя расстрелять».
Почему Сталин капитулировал перед партократами в 1937 году?
Любопытен и еще один момент. На самом пленуме, при обсуждении нового избирательного закона Сталина никто напрямую против вождя не выступил, но самые «кровожадные», сбившись в стаи приходили к нему в кабинет, оказывая при этом сильное воздействие. Когда выяснилось, что и нарком внутренних дел Ежов, который и руководил этими расстрелами, был за одно с этими пытающимися удержаться у власти партократами, Сталин понял, что глава НКВД ему фактически не подчиняется.
Большая часть первых секретарей знала, что наломала немало дров. Это и гигантские перегибы при коллективизации и серьёзные промахи в начале первой пятилетки. Очень многие партсекретари были людьми полуграмотными, которые в принципе не могли контролировать строительство гигантов индустрии. Они пытались руководить, ничего толком не понимая, поэтому нарастало недовольство со стороны крестьян, рабочих, инженеров. Недовольство это они ощущали на себе. Предложенные Сталиным выборы из нескольких кандидатов лишили бы их власти и должностей. Надо было сделать все, чтобы эти выборы не прошли. Сплотившись, не пренебрегая никакими средствами, подавая ситуацию так, что вокруг одни враги, которых надо истреблять (статья 58), они вынудили Сталина отказаться от альтернативных выборов. Сталин вынужден был капитулировать, к тому же куда более серьезную проблему на тот момент представлял троцкистский военно-политический заговор против Советской власти.
Дело антисоветской троцкисткой военной организации
Первые архивы Троцкого были рассекречены в США в 80-е, а у нас – в 90-е годы. Из этих документов стало ясно, что Троцкий имел в Советском Союзе разветвлённую подпольную сеть, в которую входили недобитки старых буржуазных классов, отчасти военные, отчасти интеллигенция и многие из тех, кто был недоволен беспределом от местных обкомовских царьков. Проживая за границей, Троцкий требовал от своих людей решительных действий по дестабилизации ситуации в Советском Союзе, вплоть до организации массовых террористических акций. В 1938 году (работы велись с 1935) в Париже под руководством Троцкого был учрежден IV Интернационал – главный противовес сталинскому пути построения социализма.
Сталин очень серьезно отнесся к самому факту появления этого документа и к той широкой диверсионной и шпионской деятельности, которую троцкисты развернули в СССР. Из доклада Сталина «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» на Пленуме ЦК ВКП(б) 3 марта 1937 года:
«У троцкистских вредителей есть свои резервы. Они состоят, прежде всего, из остатков разбитых эксплуататорских классов. Они состоят из целого ряда групп и организаций за пределами СССР, враждебных Советскому Союзу.
Взять, например, троцкистский контрреволюционный IV интернационал, состоящий на две трети из шпионов и диверсантов. Чем это не резерв? Разве не ясно, что этот шпионский интернационал будет выделять кадры для шпионско-вредительской работы троцкистов?» (Сталин)
«Помнить и никогда не забывать, что пока есть капиталистическое окружение, будут и вредители, диверсанты, шпионы, террористы, засылаемые в тылы Советского Союза разведывательными органами иностранных государств, помнить об этом и вести борьбу с теми товарищами, которые недооценивают значения факта капиталистического окружения, которые недооценивают силы и значения вредительства. Разъяснять нашим партийным товарищам, что никакие хозяйственные успехи, как бы они ни были велики, не могут аннулировать факта капиталистического окружения и вытекающих из этого факта результатов» (Сталин)
«…вредители обычно приурочивают главную свою вредительскую работу не к периоду мирного времени, а к периоду кануна войны или самой войны» - эти слова Сталина словно о наших днях.
И напоследок, две выдержки из довольно любопытного, но мало известного документа, касающегося как раз военно-политического заговора. Это стенограмма выступления Сталина на расширенном заседании Военного Совета при Наркоме Обороны 2 июня 1937 года.
«Сталин. Товарищи, в том, что военно-политический заговор существовал против Советской власти, теперь, я надеюсь, никто не сомневается. Факт, такая уйма показаний самих преступников и наблюдения со стороны товарищей, которые работают на местах, такая масса их, что несомненно здесь имеет место военно-политический заговор против Советской власти, стимулировавшийся и финансировавшийся германскими фашистами.
«Сталин. <…> Нужна третья точка зрения при характеристике лидеров этого ядра заговора. Это точка зрения характеристики людей по их делам за ряд лет. Я пересчитал 13 человек. Повторяю: Троцкий, Рыков, Бухарин, Енукидзе, Карахан, Рудзутак, Ягода, Тухачевский, Якир, Уборевич, Корк, Эйдеман, Гамарник. Из них 10 человек — шпионы. Троцкий организовал группу, которую прямо натаскивал, поучал: давайте сведения немцам, чтобы они поверили, что у меня, Троцкого, есть люди. Делайте диверсии, крушения, чтобы мне, Троцкому, японцы и немцы поверили, что у меня есть сила. Человек, который проповедовал среди своих людей необходимость заниматься шпионажем, потому что мы, дескать, троцкисты должны иметь блок с немецкими фашистами, стало быть, у нас должно быть сотрудничество, стало быть, мы должны помогать так же, как они нам помогают в случае нужды».
Сопротивление старой ленинской партократии сталинским реформам, наряду с разногласиями внутри руководства касательно дальнейшего курса, многочисленные дремлющие ячейки троцкистов и риск государственного переворота, все это, наряду с оскалом фашизма в сторону СССР, сложной международной обстановкой у границ и общим противодействием западных капиталистов, считавших, что Советское государство существовать не должно – все это в совокупности со многими другими факторами представляло огромный риск существованию СССР как независимому государству. Сталин не просто удержал страну в 1937-м, он ее пересобрал и сделал сильнейшей, второй, в мире. История многому учит.
Источники информации:
1. Литературная газета "Неизвестный 37 год"
3. Выступление Сталина на расширенном заседании Военного Совета при Наркоме Обороны 2 июня 1937 года
Ссылки на предыдущие статьи на эту тему:
1. Почему самая жестокая схватка за СССР еще впереди?
2. Почему капиталисты ненавидели и боялись СССР? Как пытались удушить Советское государство?
6. Русская деликатность и лакейство мысли перед Западом? Как выбраться? Что говорил Ф. М. Достоевский?
1. Ссылки на мои книги на Ozon.ru:
«Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»
«Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»
2. Ссылка на мои книги в электронном формате на Litres.ru
3. В Санкт-Петербурге книги «Огранка» и «Метаморфоза» представлены в центральном книжном магазине «Дом книги» на Невском пр.28 (знаменитый Дом Зингера напротив Казанского собора)
Уважаемые подписчики! Мой канал – просветительский. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - вы можете сказать спасибо и поддержать канал через платежный сервис Тиньков банка по этой ссылке (сумма любая). Это очень важно для существования канала : https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.
#история #ссср #сталин #общество #капитализм #социализм #1937 #советскийсоюз #книги #философия #политика