Найти тему
Записки звукача

Вы райдер, вообще, читали?!

Читал... толку было мало.

Почему? Потому, что он часто составлен неправильно. Или просто не составлен.

Однажды я катался с антрепризой по разным городам, и везде звукачи смотрели на меня как на дурака, пока однажды не вскрылось какой именно райдер отправляет коллектив. Там, где местные техники были более опытные или ленивые, проблем у меня не было. А там, где местные техники, большое им спасибо, ответственно подходили к подготовке площадки, все и вскрылось.

Приезжаю в зал, на меня волками смотрят замученные технари, которые откопали-таки в городе два мини-дисковых проигрывателя с автопаузой. А я достаю ноутбук и миниждек. оказалось, что райдер коллектива был написан лет 10 назад. Они звукарей меняли, а ни один из них, включая меня, не пересматривал требования. Видимо не было таких ответственных местных техников. А мне повезло.

Что вообще такое этот Ваш "райдер"?!

Очень важная штука. Правда. Не стоит ей пренебрегать. Это документ-описание технических требований для вашего мероприятия.

Будет много буков, но вы их все знаете, поэтому будет не трудно.

Райдер бывает двух типов: бытовой и технический.

Бытовой райдер - требования артиста к гостинице, транспорту и прочему быту, связанному с его пребыванием на площадке или тому, как он живет и передвигается на гастролях.

Один из известных примеров - строчка из райдера группы Aerosmith, которая требует в гостиничном номере вазочку с m'n'ms из которых убраны, по-моему, коричневые конфетки. Группа объясняет это не прихотью и взбалмошностью. Это показатель новых организаторов, что они внимательно читали райдер, и раз в номере есть такая вазочка, значит технический райдер точно будет выполнен, а значит за качество концерта можно не беспокоиться.

В технический райдер прописывается необходимое оборудование для звука, света, видео и всяческие прочие потребности в виде стульев, столов, скамеек, ковров и т.д. и т.п.

Общепринятых правил по составлению тех. райдера не существует. Но, лучше бы он был максимально подробен, прост и понятен.

Про свет и сцену я вам рассказывать не буду, а вот про звук расскажу.

Конечно, если вы работаете со своим звукорежиссером, райдер должен составлять он. Он разбирается в этом и понимает что нужно. Я стараюсь составлять райдер для каждой площадки, на которую приезжаю. Работая с оркестром, постоянно уточняю у дирижера или менеджера состав и программу, которую везем, потому что один и тот же состав музыкантов должен иногда звучать совершенно по-разному. Смотрю техрайдер самой площадки. Узнаю сколько в ней мест, соответственно, понимаю что нужно подзвучивать и как, а что можно вообще не трогать, например медные духовые, я вытаскиваю только на больших площадках. Потому что на маленьких ее и так девать некуда.

Также, хорошо бы иметь несколько вариантов райдера. У нас есть, например, "шикарный" райдер и "нормальный". Шикарный включает в себя дорогие микрофоны, подзвучку каждого инструмента в отдельности, большое количество мониторных линий. Он присылается на большие площадки, прокатчикам, если в зале нет своего аппарата способного обеспечить нужное качество.

"Нормальный" райдер способна обеспечить почти любая средняя концертная площадка. Это как правило среднего размера (до 800 мест) залы, где есть необходимый минимум микрофонов, проводов и мониторов, а портальная акустика и пульт способны это все вывезти.

В техрайдере необходимо указать все, что вам потребуется. Именно в тех количествах, которых нужны. На площадке может не оказаться одного микрофона, например, а вы не написали должного количества, как быть? Кто-то из музыкантов сегодня не играет? Или барабанщик лишен одного тома, потому что написано 2, а про напольный забыли. Он же обычно есть... А вот и нет. Он может быть сломан, порван пластик. Технари почитали и поняли, что напольник не нужен и не стали его аврально чинить... таких примеров миллионы. Конечно, опытные прокатчики или спецы на местах часто имеют "подушку безопасности", но на это не стоит полагаться всегда. Классическое "всегда было, а сегодня нет" очень часто портит нервы и снижает качество мероприятия.

- А гитарный комбик есть?

- Есть.

И на этом месте нельзя останавливаться. Нужно спросить "какой?" и сказать гитаристу или звукорежиссеру. Потому что он есть, но, например, он маломощный или не устраивает по звуку музыканта. Он может просто не работать. Вдруг он вам для декора нужен, так он есть. Причин множество.

многое из этого подойдет под "комбик есть". Какой именно нужен Вам?
многое из этого подойдет под "комбик есть". Какой именно нужен Вам?

Чтобы понять как составлять технический райдер - посмотрите на сайтах групп, ансамблей и артистов. Там часто в свободном доступе это все есть.

какой-то старый райдер Зинчука из интернета.
какой-то старый райдер Зинчука из интернета.

Также обязательно указывайте то, что вам нужно вплоть до моделей. И указывайте то, что вам точно даже не предлагать. Те позиции, где имеются вариации, укажите допустимые модели или линейки аппаратуры. Это сильно расширит и упростит подбор аппаратуры для концерта, а иногда и неплохо сэкономит бюджет, если это аренда.

Ну, и главный совет - будьте реалистами. Если вы не Aerosmith, а небольшой ансамбль, не собирающий стадионы, то и бюджеты, понятно, другие. Будьте готовы к невыполнению райдера и работе на том, что есть, поэтому понимание допустимого - очень важно. В конце концов - наша с вами основная цель - радовать зрителя, а не почесывать свое "эго". А зритель не должен знать, что вам сегодня привезли фендер, а не маршал, поэтому звук такой отстойный.

Еще немного полезного.

В райдер часто входят еще две вещи: input List и stage plan.

Я часто совмещаю InputList со списком микрофонов. Сразу составляя таблицу со столбцами "канал", "инструмент", "микрофон", "примечание".

кусочек райдера бенда
кусочек райдера бенда

первый столбик - канал на пульте.

второй - источник звука: инструмент, голос, носитель.

третий - чем забираем звук: микрофон (какой конкретно или допустимые модели или тип), подключение проводом или как-то еще, или указываем, что привезем свой микрофон.

примечания - столбик для пояснения на стойке ли микрофон, на какой, может нужно фантомом питание 48V или любой другой нюанс.

скрин одного из моих райдеров для оркестра
скрин одного из моих райдеров для оркестра

Также важная штука - "стейдж план"

Это схематичное изображение расположения всего на сцене. Оно может иметь любой вид. Можно квадратиками от руки, можно супер в фотошопе - не важно. Главное - понятность. Красота может помешать.

взято из открытого доступа
взято из открытого доступа

или так

взято из открытого доступа
взято из открытого доступа

Стейдж план позволит прокатчику или техническому персоналу зала до вашего приезда разместить все необходимое оборудование хотя бы примерно по своим местам. Это сильно сэкономит время на подготовку мероприятия.

Пропишите сколько должен длиться саундчек. Во сколько все должны покинуть сцену перед началом. Это тоже иногда дает более правильное понимание процесса подготовки.

Также, в райдере укажите контакты звукорежиссера, если он у вас есть, чтобы он на понятном специалистам языке уточнил все нюансы и обговорил изменения, если таковые имеются.

Как всегда немного сумбурно, потому что тема большая и всего не напишешь в небольшой статье, но, надеюсь, понятно и полезно. Буду рад ответить на вопросы в комментах, новым подписчикам рад. Делитесь этим каналом с друзьями, вдруг кому-то это поможет. Всем удачи и успехов!