Французский писатель Раймон Кено (1903-1976) особенно известен романом "Зази в метро", а так же текстом одной из песен Жюльет Греко. Однажды Кено применил комбинаторику в поэзии. Казалось бы, трудное дело " впрячь в одну повозку коня и трепетную лань". Но ему удалось.
Кено выпустил тонкую книжечку в пафосным названием "Сто тысяч миллиардов стихотворений". На десяти страницах было напечатано 10 сонетов. Здесь же был описан способ создания новых сонетов, настоящих, содержащих тайные смыслы. Достаточно было комбинировать разные строчки из уже готовых сонетов. Если сонетов 10, а строчек в каждом сонете стандартно 4х3+2=14, то общее количество возможных вариантов будет 10 в 14 степени.
Тут уже "пахнет" не просто миллиардами стихов. Подсчитано, что если сочинять по одному сонету в минуту, то потребуется 200 миллионов лет, чтобы их все записать. Недурственно, верно?
Впрочем, не только Кено использовал комбинаторику для литературы. Артур Кларк - американский писатель-фантаст. Он также создатель научных гипотез и предположений. Например, он предполагал, что вокруг Земли на орбите будут расположены огромные постоянные спутники. Космические станции? Именно Кларк первым придумал и описал космический лифт.
У писателя есть книга "Девять миллиардов имен Бога". В ней описывается компьютер, который при помощи перестановок составляет множество имен Бога. Монахи читают эти имена и твердо верят, что когда все имена Бога будут составлены, наступит конец света.
Не беспокойтесь, на это понадобится миллион лет. Математика это утверждает, а она почти не ошибается. Разве что сам человек не надумает уничтожить этот прекрасный мир, нажав на некую кнопочку.
А комбинаторика продолжает свой прекрасный полет!
"Моцарт и комбинаторика". Это название целого исследования о Моцарте, применявшего перестановки и сочетания при исполнении музыкальных произведений.
Моцарт создал "Руководство по сочинению вальсов". К сожалению, труд вышел уже после смерти автора, в 1793 году. Это как бы игра-конструктор, позволяющий сочинять из имеющихся музыкальных фрагментов вальсы. В этой музыкальной игре есть таблицы с буквенными обозначениями тактов, игральные кости. Бросаем кости, считаем сумму, выбираем. Записываем ноты, играем. И так все 8 тактов. Количество комбинаций исчислялось триллионами, так что повторение двух мелодий было практически исключено.
И это все за 200 лет до появления компьютерной музыки. Все-таки гении видят сквозь века. И математика им в этом помогает.