Найти тему
Rearden Production

Гайд для Клиентов: как сделать промо-ролик про сложный digital-продукт?

Оглавление

Или детальное погружение менеджеров в процессы производства роликов-скринкастов

Статья будет полезна всем маркетологам, владельцам продукта, менеджерам проектов, маркетинг-директорам и аккаунт-менеджерам, кому прилетела задача сделать классный моушн-ролик про Ваш продукт.

Такие ролики необходимы для IT-продуктов: показать, рассказать как работает ваш сервис, приложение, какая последовательность нажатий кнопок в интерфейсе, как подгружать внешние данные из какой-нибудь эксельки, как работать с массивами данных, детально рассказать про весь функционал приложения, когда пяти статичных картинок в сториз уже недостаточно.

Структура статьи

В начале расскажем про технологии производства, затем определим цели ролика, хронометраж и детально распишем этапы производства и роли спциалистов, которые нужны на каждом этапе на основе нашей продакшн-экспертизы.

1. Технологии производства digital-роликов

Это может быть:

  • 2D. Красиво, функционально, оптимально по стоимости производства
  • 3D. Очень красиво, дорого, богато.
  • Комбинированный подход — совмещение видеоряда и 2D/3D. По нашему мнению, это самый распространённый подход: интересный и функциональный.

При комбинированном подходе мы можем совместить и сюжетную и обучающую части ролика. Ролик будет состоять из видеоряда (футажи, которые добавляют наглядности и документальности) + 2D (2D-графика эффективна и сравнительно бюджетна в отличии от 3D).

По опыту у Клиента часто бывает архив корпоративных материалов с прошлых съёмок, которые можно использовать. Если таких материалов нет, то нужно либо организовать съёмку, либо выкупить и лицензировать подходящие футажи из видеостоков.

2. Важно определить зачем вам этот ролик

Какие задачи он решает?

Вы хотите обучить пользователей работать с вашей сложной ERP-системой или же задача сделать короткий рекламный промо-ролик про ваш продукт? Если цель только промо, то выбираем технологию 3D. Будет дорого-богато. Если цель рассказать как пользоваться продуктом, то можно эффективно использовать 2D-графику, плоскую шейповую анимацию и тоже достичь WOW-эффекта не хуже, чем в 3D.

Важно: если делаем ролик только для обучения, то всё должно быть выглядеть максимально просто, функционально и лаконично, без мельтешений. Если же делаем продающий промо-ролик, то важно добавить украшательств: живой фон, много поддерживающей графики.

3. Рекомендации по хронометражу ролика

Подчеркнём, что хронометраж это ключевой параметр, который влияет на стоимость производства любого видеоролика: для промо рекомендуем 1-2 минуты, для обучающего ролика — до 4-5 минут. По опыту, Клиентам всегда хочется сделать ролик подлиннее, чтобы впихнуть максимум информации, однако, при просмотре длииииинных роликов внимание пользователя может рассеиваться и такие ролики работают хуже.

1. Написание и согласование сценария

Необходимые специалисты: сценарист/копирайтер методист (конкретная специализация зависит от вашего продукта) + менеджер проекта

Это основополагающая часть процесса создания ролика. Здесь важно синхронизироваться с Клиентом и разобраться в его продукте.

Этапы производства видеоролика.
Этапы производства видеоролика.

Специалисты: режиссёр монтажа/монтажёр или небольшая съёмочная команда. Наша задача получить/создать видеоматериалы.

Здесь мы либо сами проводим съёмку спикера Клиента, который в студии (или на объекте) рассказывает про ваш продукт, либо находим подходящие материалы в видеоархиве Клиента, либо выкупаем готовые материалы из библиотек видеофутажей, таких как pond5 и подобных. Последние два момента существенно экономят бюджет Клиента.

3. Получение или отрисовка элементов интерфейса вашего продукта

Специалисты: графический дизайнер + менеджер проекта + Клиент

Здесь есть особенности:

  • скорее всего дизайн вашего приложения/продукта создан в дизайнерской программе Figma. Самое технологичное будет — поделиться этими исходниками или предоставить к ним доступ.
  • если исходников в Figma нет, то графический дизайнер перерисовывает весь ваш интерфейс в векторной программе illustrator. Это техническая, но трудоёмкая работа.
  • альтернативное решение — сделать запись экрана работы приложения на смартфоне или запись экрана рабочего стола. Это тоже рабочий вариант. Из минусов — визуальных украшательств и анимации будет минимально, но суть продукта такой ролик тоже донесёт.
    Запись экрана может выполнить сам Клиент. Часто приходится применять этот метод, потому что доступ к IT-продукту ограничен контуром безопасности и вам как продакшену никакие явки/пароли просто не выдадут.
  • Важное дополнение про исходники. По опыту, создание ролика про продукт запускается заранее, т.е. когда продукт еще не зарелизен. Это стандартная ситуация: у Клиента еще не завершена разработка, а про Продукт рассказывать надо.
    Что это значит для продакшн? То, что скорее всего
    часть элементов интерфейса продукта изменится в самый последний момент. И их придётся переанимировать или перезаписать часть скринкастов. И по факту переделывать часть работы. Это нужно учесть заранее и заложить дополнительное время в тайминг проекта.

4. Создание графического оформления для ролика

Специалисты: арт-директор и/или старший графический дизайенер.

Мало только отрисовать элементы интерфейса. Важно придумать стиль, оформление и украшательства. Например, можно отрисовать кастомный курсор, сделать мокап устройства на котором будем демонстрировать работу приложения, придумать другие мелкие «шурежки» (простите за продакшн-жаргон) для украшательств («живой фон», эффект параллакса и т.п.)

Пример графического mock-up для демонстрации интерфейса digital-продукта.
Пример графического mock-up для демонстрации интерфейса digital-продукта.

5. Подготовка (раскладка) статичных графических элементов интерфейса вашего приложения для анимации

Специалист: технический графический дизайнер.

Прежде чем за работу примется моушн-дизайнер, всю графику нужно подготовить для анимации.

Это понятная техническая часть работы. Если коротко, то каждый визуальный элемент интерфейса, который будет анимирован, выносится на отдельный слой в дизайнерской программе и понятно называется. Это позволит моушн-дизайнеру на следующем этапе техничнее и быстрее работать.

Уточнение 1. Этап качественной подготовки гарфики для анимации важен потому что самая долгая и трудоёмкая часть работы это следующие этапы моушен-дизайна. Подготовим качественно файлы — оптимизируем время работы моушн-дизайнера.

Уточнение 2. Можно применить автоматизированные решения, существуют специальные плагины, которые позволяют автоматизировать часть работы по подготовке графики для анимации. Например, плагин Overlord.

6. Запись диктора (ГЗК, или голос за кадром)

Лучше заранее договориться женский или мужской голос предпочтительнее. Затем предоставить Клиенту подборку дикторов с их демо. Согласовать свободные слоты у диктора. Записать ГЗК.

ВАЖНО 🚨 Отправлять на запись диктору всегда только финально согласованный текст. Дикторы иногда выставляют допкост за перезапись. А миксовать или вырезать по одному слову/фразе, дозаписывать кусочки это отдельное «удовольствие», которое ухудшает качество нашего продукта.

ВАЖНО 🚨 иметь запись закадрового голоса необходимо ДО старта этапа анимации (следующий этап). Дело в том, что моушн-дизайнер должен синхронизировать тайминг движения всей графики с закадровым голосом.

На практике бывает, что текст для ГЗК согласовывается до самого последнего момента, а анимацию по тайм-плану проекта уже давно пора начать. Для этого делается, так называемая, «черновая озвучка» — просто просите коллегу с ровной дикцией, начитать на диктофон в телефоне 3 варианта произношения закадрового голоса. Временно используем эту черновую озвучку, а позже заменяем ее на чистовую от профессионального диктора.

7. Анимация интерфейса и всей векторной графики

Специалист: моушен-дизайнер

Теперь в дело вступает моушн-дизайнер. Он отвечает за своевременное движение всех графических элементов. Для понимания процессов: на 1 секунду добротной анимации у моушн-дизайнера уходит 1,5-2 часа рабочего времени. Да. Это трудоёмко. Потому что каждый микро-элемент графики, который вы увидите в готовом ролике, моушн-дизайнер выносит на отдельный слой, связывает его с остальными графическими элементами, продумывает для него тайминги и плавность движения, моменты появления и исчезновения…

8. Работа со звуком

Специалист: саунд-дизайнер

На этом этапе мы добавляем звуковые эффекты (так называемые SFX, например, звуки клика курсора, всякие там вжух и бдынц, которые обогащают любое аудио-визуальное произведение) к музыкальной композиции, которую мы подобрали ранее. Также не забываем про сведение ГЗК, музыки и звуковых эффектов.

9. Подготовка ролика по техническим требованиям и сдача ролика в эфир

Обращайтесь к нашей продакшн-команде: поможем, подскажем, произведем если надумаете работать с нами. ОСТОРОЖНО! Кто один раз окунулся в наши процессы и сервис больше не хочет искать новых продакшн-подрядчиков.

Остались вопросы — пишите руководителю команды Rearden.Production в личку в телеграм @psizov

Успехов!