Найти тему
Читает Шафферт

"Рождество": книга и мультфильм

Вот уже больше десяти лет каждое Рождество я пересматриваю мультфильм Михаила Алдашина об этом замечательном дне. Работа над мультиком была завершена в 1996 году, с тех пор все больше детей и взрослых влюбляется в эти обаятельные образы, выполненные в стиле примитивизма.

После я узнала, что Михаил Алдашин выпустил книгу по мотивам своего мультика. Первая половина книги - это переложение евангельской истории рождения младенца Христа для детей. Во второй половине книги художник рассказывает о том, как создавался мультфильм. Давайте полюбуемся на книгу и почитаем рассказ художника.

Обложка книги. Издательство "Любимая книга", 2015.
Обложка книги. Издательство "Любимая книга", 2015.
А началось с картинки из книги. Был я в гостях у своего педагога Уколова Валерия Степановича. Он преподавал у нас во ВГИКе философию. И он показал мне книгу «Руки как символ и образ». В ней фотография барельефа. 1125 год. Собор французского городка Отан. Барельеф на капители колонны. Сцена, на нём изображённая, необычна для евангельских сюжетов, которые использовались в искусстве.
В самом Евангелии этого и вовсе нет: вот кровать, в которой лежат три короля, укрытые одним одеялом (спят в коронах, заметьте). Вот три головы мужчин бородатых, трех возрастов, торчат из-под этого одеяла. Крайний проснулся от прикосновения, потому что к его руке, что лежит поверх одеяла, к самому мизинцу ангел притронулся. Пальчиком. А другой рукой показывает на огромную, как ромашка, восьмиконечную звезду Вифлеемскую
Я подумал: «Вот оборот какой странный, какая интересная вещь». И такой свежестью повеяло из глубины веков... Я развеселился душой и в тот же момент понял, что хочу сделать фильм; вот такой, как этот барельеф.
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Из всего, что видел на эту тему, сильнейшее впечатление произвёл фильм Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея». Говорят, он снимал фильм без сценария, используя лишь текст Евангелия. И я тоже так хотел, бесхитростно. И ещё подумал, что интересно было бы увидеть Рождество и всё, что вокруг него происходит, так, будто ещё не написаны Евангелия, и мы подсматриваем за теми событиями, за рыженькой Марией и немолодым уже, плешивым Иосифом, за простой их жизнью, шаг за шагом, жест за жестом. Будто не созданы тысячи картин и скульптур, не канонизированы тексты. Как если бы ребёнок рассказал - простым и наивным языком. Мне показалось, что таким образом можно очистить историю Рождества от штампов, от музейности, от «открыточности». От сусальности. Рассказать её простодушно и незамысловато.
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Нужно было найти точную интонацию. Предельно правдивую. Чего я не хотел, так это сделать благостный, постный пересказ. С другой стороны, всегда есть опасность впасть в излишнюю ироничность, облегчённость, хотя совсем без иронии тоже невозможно. Так и балансировал, нащупывал границы дозволенного. И три короля - те, что Под одним одеялом, - были камертоном. И вот я взял Евангелие, отксерил нужные странички и сел рисовать. Собственно, что подвигает делать вещи? Признаюсь честно: хотелось сделать лучший фильм в мире. Осчастливить человечество
Так и представлял, как в рождественские праздники весь мир сидит и смотрит моё кино. Хотел Норштейна «переплюнуть». Были такие мысли. Несколько лет спустя я рассказал ему об этом, он захохотал: «Конечно, Миша! Только с такими мыслями и можно за кино браться!» И вот тогда мне показалось: я - могу. Просто неимоверную силу в себе ощутил. Уверенность.
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Кто-то принёс альбом с репродукциями западнославянских католических картин-икон. Оттуда в фильме появились: - дырки в соломенной крыше хлева и Ио-сиф, залезающий чинить эту дырявую крышу (на картине её ангелы чинят); - лесенка, по которой он на ту крышу лезет; - Иосиф, делающий стульчик; - замотанный в кокон младенчик с голыми пяточками; - Иосиф, набирающий воду из источника (на картине Ангел с коромыслом и вёдрами носит из колодца воду для омовения Младенца). Купание младенца в тазике подсмотрено в «Рождестве Марии» Пьетро Лоренцетти (1342). Мы поместили в хлев старую лохань, в которой теперь уже сама Мария купает своего Младенца.
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Волхвы, как древние учёные, поддерживали связь, обменивались научными сведениями, даже дружили. Они знали пророче-ство, предвидели и рассчитали появление Звезды и ждали её. Они заранее договорились встретиться у одного из них дома, чтобы вместе ехать, куда надо. И когда Ангел разбудил их, они, хотя и сонные, привычно встали (не удивляет невозмутимость пожилых людей), привычно оделись, взяли приготовленные заранее дары, сели на заранее осёдланных коней.
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Сотни разных Марий я пересмотрел и понял, что в фильме она должна быть простой. Совсем простой, обычной, рыжей, высоколобой, большеглазой, с выцветшими ресницами, белокожей юной еврейкой, тихой, неказистой. простоватой в движениях. Но в глубине должна тихо светиться Любовь, смешанная с грустью. Должно сквозить предчувствие неумолимой судьбы Младенца и желание уберечь его. И понимание своей беспомощности. И поэтому - желание дать ему как можно больше любви сейчас, пока это возможно.
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
В Лондоне, в Национальной галерее, я увидел картину (автора не помню) с изображением Святого семейства. Но не менее интересна оказалась старинная расписная рама. На ней маленькие картинки по углам: ангелы и львы, парами. Ангелочки, как и положено, - голые кучерявые карапузы с платочками на шее (вроде пионерских, но белые). А львы похожи на больших кошек, такие полукошки-полусобаки гривастые. Ангелочки держат львов за пасти, чтобы те не могли рычать и не разбудили, соответственно, Младенца на самой картине. Один обхватил льву пасть руками и держит, а сам смотрит наверх на картину. Другой снял платочек, обмотал им львиную морду и завязал узлом, а лев сидит покорно, терпит, хотя и недоволен, наверное. Понимает, почему рычать нельзя.
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Сцена со львом и зайчиком родилась из рельефа на лестнице дворца Дария в Персеполе: могучий лев убивает ревущего быка. Потом нашёлся ещё один рельеф с похожим сюжетом: стилизованный хищник терзает парнокопытное. Судя по ушам - осла. В эскизах у нас была лань, а потом я заменил и её - на зайчика, чтобы усилить ощущение беззащитности. Зайцы - из Библии Василия Кореня. Эти зайцы незабываемы. Я старался перенести их из гравюры в фильм почти без изменений. Ни за что бы не смог такое нарисовать. Ангелок передо львом - с бронзовой медали Пизанелло; в фильме превратился в Ангела с книгой. Мне понравилось, что льву подсовывают что-то читать, и он так внимательно это разглядывает, будто читать умеет.
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Было понятно, что изображать некие божественные знаки - нимб, свечение, недетское выражение лица, - как это делалось, - нельзя. Сверхъестественное в искусстве легко превращается в неестественное.
В фильме Младенец, конечно же, может светиться, но не больше, чем светится нежное тельце ребёнка в потемневшей от старости ветхой корзине.
Было понятно, что лучше не пытаться изображать младенца Христа. То есть его лицо, его лик. Мне это недоступно. И никакие аналоги меня не устраивали; нигде не нашёл я Младенца, который бы мог «сняться» в моём фильме.
Но кино, в отличие от живописи, позволяет накапливать образ во времени, кадр за кадром. И можно его создать, сыграть, не показывая всё буквально, а лишь намекая, мимолётно. Пусть каждый зритель сам представит, что скрывается за теми несколькими линиями, которыми обозначен Младенец - воображение всегда ярче очевидного. Кроме того, хотелось сыграть его окружением. Пусть будет убедительным всё, что вокруг Младенца, - тогда будет правдив и он.
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"
Разворот из книги Михаила Алдашина и Зои Трофимовой "Рождество"

***

Смотрели этот мультфильм? Какие еще произведения вы пересматриваете или перечитываете к этому дню?