44,7K подписчиков

Откровения латвийца, который решил поменять жизнь и переехал в Беларусь

53K прочитали
Латвийский блогер Роман Самуль приехал в Минск 15 декабря по безвизу. Перед этим он два с половиной месяца провел в Германии, где жизнь ему категорически не понравилась.

Латвийский блогер Роман Самуль приехал в Минск 15 декабря по безвизу. Перед этим он два с половиной месяца провел в Германии, где жизнь ему категорически не понравилась. Зато в Беларуси чувствует себя как дома и надеется получить политическое убежище.

Роман, ты признался, что находишься сейчас в депрессии. Почему, если белорусы тебя хорошо приняли и во всем помогают?

Латвийский блогер Роман Самуль приехал в Минск 15 декабря по безвизу. Перед этим он два с половиной месяца провел в Германии, где жизнь ему категорически не понравилась.-2

— Я все-таки родился в Латвии, это моя Родина и я за нее болею. Многое в моей жизни связано с этой страной, но, к сожалению, этому государству я не понадобился: сколько раз меня уже выплевывали за границу.

Если вы думаете, что мы в Латвии прекрасно живем, то это не так. Мы ездим как гастарбайтеры, как люди третьего сорта, в Германию, Англию, Ирландию. В Британию, правда, особо уже не поедешь теперь. Там остались те, кто уехал, когда Великобритания еще была в составе Евросоюза.

Приобрести жилье в Европе нереально, потому что это дорого — 120 тысяч евро за более-менее нормальную двухкомнатную квартиру.

Сегодня я — тиктокер и несу в массы правду о жизни в моей стране. Причем я не обобщаю, что все латыши какие-то плохие или еще что-то в таком же духе. Напротив, это обычные нормальные люди, которые так же хотят верить, что завтра у них все будет в порядке. Наш народ сейчас в заложниках политической системы, которая правит в Латвии, а русских в политике у нас нет. Поэтому я говорю не о латышах, а об их правительстве.

Латвийский блогер Роман Самуль приехал в Минск 15 декабря по безвизу. Перед этим он два с половиной месяца провел в Германии, где жизнь ему категорически не понравилась.-3

— Правительство Латвии пытается представить ситуацию в СМИ так, словно от них в Беларусь сбегают якобы исключительно маргинальные личности, которые скрываются от уголовной ответственности и прочее. Расскажи, чем ты занимался у себя в стране? У тебя был бизнес?

— Конечно же, люди приезжают в Беларусь не от хорошей жизни. То, что мы скрываемся от ответственности тоже верно, да, бежим от Службы государственной безопасности (СГБ). У них есть какая-то политическая установка, что рассказывать правду нельзя. Нельзя говорить о сносе памятников, о том, что русских притесняют и закрывают русскоязычные школы. Для СГБ это все неправда, но по факту это происходит. Они не то чтобы принуждают, а просто уговаривают нас стать латышами. Но, извините, если вы всю жизнь думаете на русском языке, как вы можете перестать это делать и резко начать размышлять на латышском. Я патриот Латвии, я работал там, платил налоги, что-то делал для страны, как и многие другие русскоязычные, которые там остались.

У нас есть такой националист латвийский музыкант Марцис Кулис, который хочет выслать из страны 300 тысяч русскоговорящих из Латвии. Они не виноваты, что их родители либо они сами однажды проснулись совсем в другой стране, когда распался Советский Союз. Если говорить обо мне, то у меня в Латвии был свой бизнес — я занимался логистикой. Вел блоги на эту тему, и ориентируясь на них, можно было точно также открыть логистический бизнес. Также занимался, что называется купи-перепродай. Я сидел на бирже и за 10% отдавал заказы. Компания моя была не богатая, потому что я жил за счет оборотных средств. Во время пандемии принял решение закрыться, потому что не вытягивал, у меня был кассовый разрыв. Пытался выбить свои деньги у немцев и поляков. Они утверждали, что сложилась такая форс-мажорная ситуация и у них все бухгалтера сидят дома (тогда еще не было удаленки). Обещали, мол, деньги перечислят в любом случае, но надо ждать. Тогда наступило тяжелое время, и никто не знал, что дальше будет. Мне даже угрожали партнеры. И я понял, что не хочу больше этим заниматься и отдал свой бизнес.

Доходило до абсурда, что носки и трусы во время пандемии в латвийских магазинах нельзя было купить.

— Хотела еще о ковидных ограничениях поговорить. Как они повлияли на простых латышей?

— После того как я отдал бизнес, начал активно выступать против этих запретов. И я был удивлен, что Президент Беларуси не повелся на эту новомодную болезнь, а также, наверное, Швеция. По-моему, всего две страны в мире не поддержали это. И это совершенно адекватный поступок Александра Григорьевича. Потому что если почитать медицинские книги о пандемиях и как надо поступать в это время, то там сказано, что обществу нужно коллективно переболеть, чтобы получить общий иммунитет. А в Латвии начали всех закрывать, ввели комендантский час, как во время войны. На Новый год люди не могли выйти из дома, даже чтобы фейерверк запустить. Мужики выбегали из подъезда, быстро зажигали огонь и убегали обратно. А наши муниципальные полицейские на следующий день отчитывались, какие они молодцы и сколько они собрали штрафов. Вот такой у них бизнес!

Еще у нас есть актриса и телеведущая Байба Сипениеце-Гаваре, которая выступала в агитационных роликах. Смысл их таков: я иду на укол, чтобы ходить в кино, ездить по заграницам, и прочее. В общем, она была такая ярая сторонница вакцинации, а потом выяснилось, что среди ее родственников оказался владелец лаборатории, который производил тесты на COVID-19. И они заработали миллионы на этом бизнесе. Пандемия — это было шикарное время для приближенных политиков. Потому что они знали конфиденциальную информацию и могли подстроиться, чтобы хорошо потом на этом хорошо заработать.

К примеру, наш министр здравоохранения получил деньги от государства на закупку коек. Ему было выделено 80 миллионов евро. И получилось около 120 медкроватей, причем себестоимость каждой составила 666 тысяч евро. Я не знаю, чем они были напичканы, какими микросхемами или снабжены компьютерами, но мне кажется, даже если и так, они не могли столько стоить! Понятное дело, что деньги шли на откаты.

Причем, Латвия после распада Советского Союза больше ничего не производит. Когда мы вступали в ЕС, одним из требований стало, уничтожение промышленности. Сегодня Латвия берет кредиты, потом власти пилят деньги и соответственно до народа они не доходят.

— Почему ваш президент имеет двойное гражданство?

— У нас по закону двойное гражданство запрещено, но глава нашей «демократической» страны просто представляет государство. Единственное, полномочие, которое у него есть — это распустить Сейм, главный законодательный орган. Эгилс Левитс — западный ставленник, гражданин Германии, а также является гражданином Латвии. Наш так называемый латвийский президент даже шапку не снимает при звуках гимна — есть такое видео. Это человек появился вообще ниоткуда и его до этого никто не знал.

Точно так же какая-то непонятная Вайра Вике-Фрейберга, экс-президент Латвии, приехала к нам из Канады.Вот реальные узурпаторы власти!

Но на самом деле всем у нас рулит премьер-министр Кришьянис Кариньш — человек с гражданством Латвии и США. Причем в Латвии он практически не находился и не знал, что там твориться.

И не только в Латвии проблема, что ставленники диктуют свои условия, взгляните на ту же Германию, разве они думают о своих гражданах? Когда европейцы вводят санкции, по сути, они сами себе стреляют в ноги. Немцам разрешено только до 19 градусов дома отапливать. Если на градус выше, кто-то может настучать на своего соседа и его посадят либо накажут административно. Это разве нормально?

— Ты работал в Германии, Великобритании. Какая жизнь там и здесь, в Беларуси, можешь сравнить?

— Какое-то время я занимался правозащитными делами — выступал в защиту русскоязычных школ в Латвии. Но потом деньги у меня закончились, и я поехал на заработки в Германию. Невозможно сравнить немцев с вами — это абсолютно разные модели политической жизни. Хотя многим нравится немецкий порядок, что немцы такие законопослушные — я согласен с этим. Их так взрастили с самого детства, но они совершенно не эмоциональные. Немцы поздно заводят семьи из-за того, что сначала строят карьеру, а развестись у них дорого стоит — можно остаться без всего. Если у них на дороге у машины спустило колесо, они не смогут его заменить, потому что не умеют это делать. А вот наши люди — умельцы на все руки!

Конечно, я бы мог спокойно уехать жить в Россию, но я выбрал Беларусь потому что у вас больше социализма, социальной справедливости, у вас сильный лидер. И я скажу, что его нужно на руках носить. Потому что когда в 2020 году у вас произошли эти события, я думал, что Беларуси пришел конец, ее просто приберут к рукам. Придет какая-нибудь Тихановская (которая потом сбежала и ездила по всей Европе и плакалась, причем она говорила всегда, читая с листочка) и Беларусь станет плацдармом для наступления на Российскую Федерацию.

— Ты близко сталкивался с европейским капитализмом? Что он из себя представляет?

— Я выступаю за социальную справедливость, которую вижу в Беларуси повсюду, являюсь сторонником СССР. Конечно, тогда все жили примерно одинаково и это не всем понравилось. Но я жил в европейском капитализме — это не дай Бог!

Например, в Латвию сейчас едут множество водителей-дальнобойщиков из России, Беларуси и Украины на заработки. И они получают по нашим меркам маленькие деньги, но для вас это большие суммы. Водители возвращаются домой довольные, привозят те деньги, которые у них скопились. Потому что они не снимают жилье и не живут той полноценной жизнью, какой живете вы у себя. А литовские и польские фирмы экономят на проживании водителей. Дальнобойщики просто вытаскивают чип на 48 часов, как будто они находятся в каком-то помещении и отдыхают в это время, а на самом деле они живут в кабине. Есть люди, которые по полгода-год так живут! Я сам так жил, правда, я работал в микроавтобусе, где у меня был спальник.

Когда Латвия только вступила в Евросоюз, я один из первых поехал в Англию в поисках удачи. Поработал там полтора года и столкнулся с жесточайшим капитализмом. Люди на постсоветском пространстве привыкли на перекур во время работы ходить, у них есть относительная свобода. А здесь за 9 часов работы у тебя есть пауза на 15 минут, потом по расписанию еще полчаса и еще 15 минут. И ты не имеешь права разговаривать, находясь на линии, ты как робот стоишь и выполняешь какие-то определенные действия. Хочешь заработать больше — ты можешь остаться на овертайм, сверх рабочего времени. Но ты деградируешь таким образом, семью ты не видишь, приходишь домой уставший, а утром опять идешь на работу и все заново.

Текст: Диана Шибковская

Фото: Тимофей Чаплинский