Моя бабуля, та самая, что была учительницей математики, очень любила рассказывать, какая красивая фамилия у нее была до брака. Она мечтательно закатывала глаза и говорила: "Ро-о-о-о-одина! Все сразу мою фамилию запоминали! И в школе, и в институте, и на работе! Хорошая была фамилия!".
А свою замужнюю фамилию она не любила. Тем более, что тот муж ее очень быстро с малышом бросил.
Мне удивительно было всегда. Ну, фамилия и фамилия. Она же тебе уже дана с рождения. Чего тут восхищаться! Это как нос - какой не есть, а с ним жить. И если для женщины возможны, конечно, варианты в смысле ринопластики и замужества за другой фамилией, то мужчинам все это вообще чуждо.
А оказалось все не так просто с той самой красивой фамилией.
Дело в том, что фамилия была вообще не их! Чужая! Они эту фамилию купили вместе с документами. Ну не бабушка, а, получается, прабабушка купила.
А началась вся история с того, что прадедушку репрессировали. Из маленького южного хутора. За что? Тайна покрытая мраком. На эту тему бабушка разговоров не любила, так был велик страх. Даже получив многие годы спустя свидетельство о реабилитации, она особо его не светила пред нами. Тихонько плакала в комнате, перечитывая бумагу в сотый раз.
Скорее всего прадедушка был просто болтун. И где-то что-то ляпнул неправильное. Так мы поняли из бабушкиных рассказов. А к словам тогда отношение было строгое. Ну, вы понимаете. Говорливого отца многочисленного семейства забрали, дали очень большой срок и отправили куда-то на севера. Не повезло.
Детей было много. Бабушка даже не могла точно сказать сколько. Родился, пожил немного, помер. Выжило семеро. Бабушка моя была младшая. Ее маме было уже хорошо за сорок, когда ее родила. И еще до наступления малышке года, отца забрали. Больше никаких детей не было, потому что из лагерей папа уже не вышел.
Но это потом.
А сразу по вынесении приговора простая русская женщина, моя прабабка, рассовала живых деток по родственникам, взяла младшую с собой и рванула поближе к месту отсидки мужа. Как узнала куда? Мир не без добрых людей, дающих информацию за деньги.
А документов-то у семьи не было! Тогда с этим были какие-то необъяснимые проблемы. И разъезжать по стране тоже особо было нельзя! Вот и пригодились деньги за все оптом проданное средней руки хозяйство. Даже не задумывалась особо. Все продала, купила паспорт и с младенцем за мужем на вечную мерзлоту.
Ну хоть фамилия красивая попалась - Родины.
А какая была фамилия на самом деле - тоже неразгаданная загадка, потому что после смерти бабули мы того свидетельства реабилитационного так и не нашли. А при жизни как-то не спросили. Думали успеем.
Мамаша с ребенком в каких-то черных избах вблизи колонии прожили пару лет. Первый год вообще тяжело было. На помойке собирали картофельные очистки, отмывали и отваривали. Потому что голод. Пухли. Потом уже и работа и жилье какое-то образовались. Но отец семейства долго в бараках не протянул. И прабабушка вернулась домой. Собрала ребятишек и потянула лямку дальше. На удивление, после ареста отца, больше никто из ребят не умер. Все семеро выросли. Старший мальчик воевал в Великую Отечественную. Остальные по возрасту маловаты были.
А фамилия, да, красивая.
Анастасия Родина.
ЧИТАЙТЕ НА КАНАЛЕ:
Кот умывает сестренку
Ночной книжный запой и новые кулинарные секреты от Александры Марининой
Новогодние визиты
ЛитРес. Самиздат. Моя первая книга
Что мне подарили на Новый Год
Отче наш