Альберто Джакометти и Диего Джакометти были почти ровесниками XX века. Альберто Джакометти родился в 1901 году, а Диего Джакометти в 1902 году. Они родились и выросли в швейцарском местечке Боргоново, городе Стампе, италоговорящей части Швейцарии, недалеко от границы с Италией. Альберто Джакометти и Диего Джакометти были сыновьями известного художника-постимпрессиониста Джованни Джакометти, который дружил с известными в начале ХХ века художниками-символистами, поэтому братья с детства росли в атмосфере интереса к изобразительному искусству. Это чувство художники пронесли через всю жизнь.
После обучения в классе скульптуры женевской школы изящных искусств Альберто Джакометти совершает путешествие по Италии, а потом переезжает во Францию. Альберто Джакометти, биография которого началась в Швейцарии, почти всю жизнь проработал в мастерской на Монпарнасе в Париже, уезжая лишь на летнее время к родным.
С 1922 года Альберто Джакометти начинает обучение у скульптора Эмиля-Антуана Бурделя (1861-1929), ученика великого Родена и с перерывами занимается у него в течение 5 лет. С 1925 года рисунок и живопись становятся для Альберто Джакометти вспомогательными жанрами, а главной художественной специальностью для него отныне будет - скульптора.
Париж первых десятилетий XX века – центр художественной жизни мира. В общении молодых лидеров новых течений изобразительного искусства, литературы, философии происходило оттачивание новых стилей и идей, их взаимодействие и взаимовлияние. Не смог избежать этого и Альберто Джакометти. Скульптуры того времени несут явные следы формалистических изысканий Константина Бранкузи (1876-1957) и, конечно, кубистов. Таков, например, «Торс» (1925).
Влияние примитивного искусства
В поисках неискаженной сути изображаемого авангардисты парижской школы обращали внимание на искусство народов, не испорченных цивилизацией. Выставки ритуальных масок и тотемных идолов из Африки, Океании и Южной Америки, шедевры археологических находок древнеегипетской эпохи – всё это изучалось с неизменным интересом. Пикассо, Матисс, Модильяни – художники самых разных направлений использовали подобные мотивы в живописи и скульптуре.
«Пара», «Женщина-ложка» (1926) – одни из самых выразительных вещей того периода у Альберто Джакометти. Соединение тотемного радикального упрощения формы, выражение мужского и женского начала в виде символов, силуэтов здесь предельно концентрируется. Эти находки художник будет использовать и в дальнейшем, но однозначно фронтальное расположение (как у этих скульптур) встречается у Джакометти редко.
Разнообразие стилей и поиск себя
Никогда не запирая себя в каком-то однозначном стиле, он легко менял манеру, особенно на начальном этапе. Альберто Джакометти, биография которого – постоянный и напряженный труд, в конце концов выработал свой особенный, уникальный и узнаваемый тип скульптурных изображений – удлиненные, хрупкие, с пульсирующей поверхностью фигуры, завораживающие пространство вокруг себя.
А вначале были упрощенные до минимализма пластины, в которых признаки моделей были некардинальными изменениями рельефа: «Голова» (1931), «Ласка» (1932). Был период, когда его считали своим несомненным приверженцем сюрреалисты. «Женщина с перерезанным горлом» (1932): удивительно сильное впечатление насилия достигается препарированием объема на плоскости, когда отдельные биоморфные элементы кажутся растерзанным телом, перенесшим чудовищные метаморфозы. «Сюрреалистический стол» (1933) – мебельный элемент – композиция самодостаточных по смыслу элементов, объединенных для создания новой истории.
Знаменитый «Подвешенный шар» (1931) – удивительная материализация ощущений, индивидуальных для каждого зрителя: одному грезятся эротические переживания, а другой чувствует болезненный разрез. Но и сюрреалистический период стал проходящим. Исследование многообразия жизни, проходящей вокруг в данный момент времени, и человек в этом времени стали для художника главной темой.
Время, диктующее темы
Швейцария – нейтральная страна, но оставаться в стороне от мировой военной трагедии не удавалось никому. Дни всё так же были заполнены трудом, но масштабных и значительных работ было создано немного. Не случайно живопись и рисунок снова стали занимать больше места в творчестве Альберто Джакометти. Скульптуры буквально уменьшились – человеческие фигурки умещались в спичечный коробок.
Изучая взаимодействие объёма и пространства, времени и массы, художник экспериментирует с размерами. Эти исследования легли в основу работ, принесших мастеру всемирное признание сразу после войны. Так, самая дорогая скульптура Альберто Джакометти «Указующий человек» была создана в 1947 году. Отлитая в бронзе, высотой 180 см, эта работа мастера была продана весной 2015 года на аукционе Christie's за 141,285 млн долларов.
Мировое признание
Главное место на выставках 1948 года в Нью-Йорке и 1950 года в Париже было отведено скульптуре, выражавшей хрупкость и беззащитность человека в мире насилия, неспособность противостоять неумолимому течению времени. Вместе с удивительными рисунками и живописными полотнами Альберто Джакометти скульптуры составляли экспозиции, которые неизменно пользовались громадным успехом.
Бюсты и фигуры, которые он безостановочно лепил со своих постоянных моделей – брата Диего и жены Аннет - не обладают сиюминутной вещественностью и реальным объемом, они кажутся выключенными из пространства, наделены смыслом, для которого неважно настоящее мгновение.
Сохраняя визуальное выражение эмоций автора в виде пузырящейся фактуры и трепещущей текстуры, созданной неисчислимыми касаниями пальцев скульптора, они завораживают силой, похожей на плотное колебание энергии.
Анималист
Около его «Собаки» (1951) любят спорить знатоки-кинологи, определяя её породу, ведь, несмотря на непривычные пропорции, она выглядит удивительно натуралистично. И некоторые специалисты уверены в иллюстративной точности выполненной Альберто Джакометти скульптуры. Фото собаки породы афганская гончая предлагается ими как абсолютное доказательство.
Когда об этом спрашивали самого художника, он отвечал, что «Собака», так же как и «Кот» и даже «Паук», - это всего лишь его автопортреты.
Экспрессионизм в живописи
Рисунки и живопись Джакометти – это не подготовительный этап для будущих объемных работ, хотя в них и чувствуется взгляд скульптора. Портрет или фигура моделируются множеством контуров. Особенно характерно для Джакометти использование двух контрастных по цвету линий. Рисунок выглядит как сложная сетчатая структура, обладающая почти трехмерным эффектом, при этом каждая линия точна и уместна. Живописные произведения Джакометти и его скульптуры роднит не только умелое использование объема, не только характерное удлинение изображенных фигур и лиц, но и та невиданная энергия, те эмоции, которые излучает каждая вмятина на поверхности скульптуры, каждый штрих рисунка и каждый живописный мазок. Не случайно художник иногда расписывал свои скульптуры.
Гуманизм как экзистенциализм
Его сюжеты, особенно позднего периода, разнообразны: он писал натюрморты, пейзажи, животных. Но главная тема была одна, именно ей служили живопись и скульптура Альберто Джакометти. «Указующий человек», «Шагающий человек» (1960), «Человек, пересекающий площадь» (1947), «Человек, который идет под дождем» (1949)... Его статуи выражали людскую уязвимость, стояли, всматриваясь в текущее время, пробирались через узкие щели разных измерений, иглами прокалывали пространство.
Бесценное искусство
Его произведения - одни из самых ценимых в материальном выражении. «Указующий человек» Альберто Джакометти, фото с которым заполонили интернет весной 2015 года, как и «Большая голова Диего», (1954) и «Шагающий человек» в 2010-м, поставил мировой рекорд по стоимости на торгах произведениями искусства.
И Диего Джакометти (Diego Giacometti, 1902–1985) стал одним из хэдлайнеров аукционов дизайна Christie’s. Брат художника Альберто Джакометти, был его администратором, продюсером и соавтором, а кроме того — любимой моделью. Созданная Альберто «Большая голова Диего» в 2014 году была продана за 50 млн долларов.
Диего Джакометти на протяжении всей истории творчества был любимым манекенщиком своего брата Альберто, помощником которого он работал с середины 1920-х годов. Первоначально живя в студии Альберто, Диего затем переехал в студию, примыкающую к улице Ипполит-Майндрон, 46, и по этой причине он всегда был доступен и буквально под рукой.
На торги импрессионистов и модернистов Christie’s, которые состоялись 5 ноября 2013 года в Нью-Йорке, была выставлена картина Альберто Джакометти «Диего в рубашке-шотландке (Diego en chemise écossaise)» 1954 года. Оценка аукциона (эстимейт): 30–50 миллионов долларов.
Они жили в одной скульптурной студии на улице Ипполит-Майндрон 46 в Париже до конца своей жизни и выполняли заказы своих культурных клиентов, таких как семьи Мэгт и Ноай .
Рабочие отношения Диего с Альберто были настолько тесными, что иногда трудно отличить работу Диего от работы Альберто, который на 13 месяцев старше его.
Диего Джакометти использовал бронзу, материал, который позволял ему лепить мельчайшие детали, выражать изящество и эластичность. Его животные были так хорошо сделаны, что помогли ему заработать репутацию.
Во время Второй мировой войны Диего Джакометти создал свои первые скульптуры животных. Во время второй мировой войны Диего остался в Париже один, брат уехал в Швейцарию. Именно в этот период он делает самостоятельные шаги в скульптуре: создает анималистические работы — бронзовые скульптурки ящериц, лягушек, голубей, львиные головы... Подобные фигурки он использует позже, декорируя ими кресла, столы и консоли.
Животные регулярно украшали его работы, такие как Table arbre à la souris (Стол из дерева с мышью), который принадлежал коллекции Жана-Поля Бине, выдающегося хирурга, близкого друга и покровителя Диего Джакометти.
Его увлечение животным миром было связано с мифологическим и сказочным миром его детства. Артистичную мебель, которую создавал Диего Джакометти, коллекционировали Юбер де Живанши, французская модельерша Коко Шанель, американская миллионерша Рейчел Меллон и многие другие знаменитости и культурные институции. Она есть в коллекциях Музея Шагала в Ницце, Фонда Мага и Музея Пикассо в Париже. Самая обширная коллекция его работ — около 500 — после его смерти была передана в дар парижскому Музею декоративных искусств.
Торги Christie’s: мебель Диего Джакометти из рук Юбера де Живанши.
По стоимости работ произведения Диего уступают скульптурам его звездного брата. Мировой рекорд побила скульптура Альберто «Указующий человек», проданная на Christie's за 141,2 млн долларов. Показатели Диего скромнее, но и они впечатляют: самая дорогая работа — стол с фигурами, созданный в 1970-е годы, — ушел на Sotheby's за 3,8 млн долларов. В марте 2017 года, когда на Christie's распродавали коллекцию мебели Диего Джакометти, собранную Юбером де Живанши, рекордным стал лот из четырех бронзовых табуретов, проданных за 1 802 500 долларов. А 20 сентября 2017 во время London Design Festival пара кресел с львиными головами ушла за 608 тысяч долларов на аукционе Phillips.
Диего долгое время оставался в тени своего гениального брата. Диего учился коммерции в Базеле и в Сен-Галле, потом путешествовал и даже, как говорят, попал в Марселе в дурную компанию, после чего его мать настояла, чтобы он переехал к старшему брату в Париж. С 1930-х годов невозможно разделить их творчество. Альберто настоял, чтобы Диего изучал технику изготовления бронзовой скульптуры, они часто работали вместе в общей мастерской. Диего брал на себя техническую и коммерческую часть. Он изготавливал каркасы и литейные формы для скульптур брата, вел переговоры с бронзолитейщиками, заказчиками и арт-дилерами. Искусствоведы говорят, что порой невозможно было определить, кто внес больший вклад в создание той или иной работы — Диего или Альберто.
Предметным дизайном Диего Джакометти активно продолжает заниматься уже после смерти брата: с 1966 года и до конца своих дней. После смерти Альберто Диего удвоил свои усилия, выполняя работы буквально за двоих, реализуя самостоятельно проекты важные для декораторов, таких как Жорж Джеффруа и Анри Самуэль, или ансамбли для общественных работ, такие как Fondation Maeght in Сен-Поль-де-Ванс, музей Шагала в Ницце и музей Пикассо в Париже. И только после собственной смерти Альберто Диего получил широкое признание как важный и значимый художник.
Именно эта изящная, артистичная мебель, балансирующая на грани между искусством скульптуры и прикладным дизайном, — основа его наследия, за которое коллекционеры и арт-дилеры готовы платить если не сотни миллионов, то по крайней мере сотни тысяч долларов.
Спасибо за ваш интерес и внимание. Сохраняйте себе в любые социальные сети, что бы не потерять. Подписывайтесь и ставьте лайки - это очень помогает развитию канала.
В статье используются фото с сайта: pinterest.com.