Ответ на его возражения
"Упор на том, что Павел - ортодоксальный иудей и посему не может излагать идей, противоречащих ортодоксальному иудаизму – это базовое заблуждение. Термин ортодоксальный иудей вряд ли применим к тому времени. В те времена иудаизм не был в целом монолитным. Кроме сект саддукеев и фарисеев были менее известные ессеи, были зелоты, были последователи Иоанна Крестителя - никак не ортодоксального иудея, пророков была уйма. Сама иудейская традиция допуска различных толкований писания свидетельствует об определённой свободе его понимания. Религиозная атмосфера Иудеи была гораздо сложней парадигмы ортодоксального иудаизма либо язычества. Вероисповедания окружающих народов активно влияли на иудеев. В рамках иудейского язычества была и вера в племенного бога Яхве ... но, были по словам Павла и другие боги. И, были они не ложными, а чужими. Поэтому вполне возможно сочетание в Павле различных идей, и то, что не был он в момент своего апостольства ортодоксальным иудеем в современном смысле. Более того, Павла действительно коснулось сильнейшее влияние Святого Духа, что повлекло к резкому изменению его мировоззрения"
"В те времена иудаизм не был в целом монолитным. Кроме сект саддукеев и фарисеев были менее известные ессеи, были зелоты. Сама иудейская традиция допуска различных толкований писания свидетельствует об определённой свободе его понимания".
Справка: известные секты иудаизма первого века в эпоху Нового Завета (собрано из разных источников)
Фарисеи: Партия иудеев со строгим отношением к благочестию, требовали наиболее тщательного соблюдения иудейского закона и предания. Пользовались большим влиянием в синагогах.
В новозаветный период фарисеи были самой крупной и влиятельной религиозной партией. Свое название они производили от слова парас, что значит «отделяться». Фарисеи были сепаратистами и ревнителями национальной религии. Они в самом деле старались отделить себя от всех, кого считали недостаточно праведным, настаивая на самом строгом исполнении предписаний письменного закона и устного предания. Их теология основывалась на всем каноне Ветхого Завета, включавшем Закон, Пророков и Писания. Они верили в существование ангелов и духов, в бессмертие души и в воскресение тела.
Книжники: Профессиональные толкователи закона, в особенности ставившие акцент на предании. Многие из книжников были фарисеями. Уважали закон. Стремились повиноваться еврейскому племенному богу-Яхве.
Саддукеи: Название «саддукеи» происходит, согласно преданию, от имени сыновей Садока — так звали первосвященника, жившего во времена Давида и Соломона. Представители рода Садока составляли священническую ерархию в годы пленения. Вероятно, это название сохранялось за священнической партией и в дни Христа. Основу религиозного мировоззрения саддукеев составляла Тора — единственная книга, авторитет которой они полностью признавали. Пророки и Писания рассматривались саддукеями как нечто второстепенное по сравнению с Законом. Устное предание они отвергали вовсе. Саддукеи тяготели к рационализму и прагматизму, а потому не верили ни в ангелов, ни в демонов, и отрицали личное бессмертие.
Ессеи: Наиболее подробное описание этой иудейской секты дал Иосиф Флавий. Смысл и происхождение названия «ессеи» неясны. Иногда его связывают с греческим словом hosios, означающим «святой».
Ессеи не были, подобно фарисеям и саддукеям, партией или движением, игравшим какую-либо роль в социальной и политической жизни. Это было аскетическое братство людей, полностью изолировавших себя от остальных. Членом братства можно было стать, пройдя довольно сложный обряд посвящения. Правила, выработанные ими для себя, были исключительно строги. Ессеи не вступали в брак — их ряды пополнялись лишь за счет новообращенных. Они не имели никакой собственности, все, чем они владели, было общим достоянием. Они ничего не приобретали вне общины, и все необходимое производили сами. Их пища была крайне простой. Когда они не работали, они носили белую одежду.
Требования Закона выполнялись ессеями неукоснительно, всякое уклонение от Закона или от правил общины наказывалось исключением из нее. Практиковалось мелочное исполнение велений Закона, в частности – практика ритуальных омовений всего и вся. Однако, отнюдь не «в оставление грехов», как проповедовал Иоанн Креститель – для иудея прощение грехов через омовение является богохульным абсурдом.
По религиозным воззрениям ессеи были во многом близки с фарисеями. Наряду с абсолютной приверженностью Закону, они, подобно фарисеям, верили в свехъестественное. Душа, согласно их представлениям, будучи сама неосязаема и нетленна, заключена в смертном теле. После смерти души добрых людей переходят в некое блаженное место, а души злых оказываются во мраке, подверженные постоянным мукам.
Кроме Иосифа упоминания об ессеях есть еще у Филона и Плиния Младшего. В свидетельствах всех трех авторов имеются определенные расхождения, которые можно объяснить недостаточной надежностью их источников: они пользовались информацией из «вторых рук».
Зилоты: не были, подобно фарисеям или ессеям, религиозной группой или партией. Это были фанатики-националисты, добивавшиеся освобождения от власти Рима, не допускавшие никаких компромиссов. Они совершенно однозначно делали ставку на вооруженное восстание. Их лозунги были просты и недвусмысленны: Бог (Иегова) — единственный властитель Израиля, а потому недопустимо платить подати римскому императору.
Сикарии (кинжальщики): Радикальное, впоследствии отколовшееся, крыло движения зилотов. Цель сикариев — еврейское государство, независимое от Рима. Исповедовали личное убийство всех «неверных».
Терапевты: Иудейская секта, отличавшаяся особо строгим соблюдением аскетической дисциплины. Их образ жизни был близок к образу жизни ессеев, от которого они и отпочковались.
Имеробаптисты (товлей шахарит — «окунающиеся на заре»): Держались учения фарисеев и книжников, но имели одну отличительную особенность в вероучении: считали, что слова утренней молитвы к Богу необходимо совершать, очистив тело при помощи омовения.
Хасиды ранние (пиетисты): Консервативное иудейское течение, боровшееся с влиянием эллинизма. Многие из них впоследствии влились в ряды фарисеев и ессеев. Распались на три группы — фарисеев, саддукеев и ессеев. Термины "хасид" и "хасидут", означающие "пиетист" и "благочестие", имеют долгую историю в иудаизме. В Талмуде и других древних источниках упоминаются "пиетисты древности" (хасиды харишоним), которые целый час размышляли, готовясь к молитве. Эта фраза обозначала чрезвычайно преданных людей, которые не только соблюдали Закон в соответствии с его буквой, но и совершали добрые дела даже за его пределами. Сам Адам удостоен этого титула в трактате Эрувин рабби Меира: "Адам был великим хасидом, постившимся 130 лет". Первыми, кто принял этот собирательный эпитет, были, по-видимому, хасиды в Иудее периода Второго Храма , известные как хасиды после греческого перевода их имени, которые, возможно, послужили образцом для тех, кто упоминается в Талмуде. Титул продолжал применяться как почетный для особо набожных.
Вывод
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на основе имеющихся данных (весьма скудных), религиозность в древней Иудее была однозначно библейская, иудейские школы лишь соревновались в более или менее буквальном, мелочном и скрупулезном исполнении велений библейского Закона, ни в чем не отступая от веры в еврейского племенного бога-Яхве. Любые толкования Еврейской библии, кроме традиционных буквальных: таргум, мидраш, пешер – в иудейской среде отвергались и осуждались, как посягательство на основы веры. Машал (символико-аллегорическое толкование) возник в александрийской еврейской диаспоре, и был отвергнут иудейскими толкователями Закона. Аллегорический метод существовал до Филона в среде греческих стоиков-аллегористов. Еврейские аллегористы, и особенно Филон, обратили своё внимание на Библию. Следуя методам стоической аллегории, палестинские и александрийские евреи объясняли Библию философски. Филон основывает свою герменевтику на допущении двоякого смысла содержания Библии: дословного и аллегорического. Обе интерпретации, однако, не равноценны: дословный смысл удовлетворяет потребностям масс, единственно же реальным является аллегорический, понятный лишь избранным. Поэтому Филон ищет среди своих читателей «μύσται» (посвящённых), и рассчитывает, что они его поймут. Учение Филона нельзя назвать еврейским; оно имеет свои корни в греческой философии. Желая остаться на почве иудаизма, Филон применил в своём учении стоический метод аллегорической интерпретации по отношению к Библии. Никто до Филона, за исключением, возможно, некоторых ныне забытых его предшественников, не пользовался этим методом в применении к Библии. В самой Александрии метод Филона не пользовался успехом и исчез после кратковременного расцвета иудейского эллинизма. По свидетельству его основателя Филона Александрийского, «Софисты буквоедства», как он называл еврейских учёных, слушали его надменно, когда он объяснял им свою экзегетику[1]. Греческая наука, против которой вели ожесточённую борьбу фарисеи, была в то время забыта. Однако с большим вниманием к его учению отнеслись христианские богословы первых веков, которые пользовались его системой для обоснования христианства.
"Религиозная атмосфера Иудеи была гораздо сложней парадигмы ортодоксального иудаизма либо язычества. Вероисповедания окружающих народов активно влияли на иудеев. А, это было в том числе - зороастрийская вера и митраизм. И греческая философия также присутствовала и влияла".
Из приведенной выше справки следует, что никакого существенного влияния на иудаизм в древней Иудее первого века религии и философии других народов не оказывали – более того, отвергались и осуждались как богоотступничество. Дело доходило в том числе и до убийств «богоотступников» (сикарии). То же самое происходило и в еврейских общинах «рассеяния»: иудеи повсюду, включая сюда и сиропалестину (в частности – «Галилею языческую») жили замкнутыми религиозными общинами, не допуская никакого прозелитизма. Если и были обратившиеся в иудаизм из язычников, то они, возможно, получали доступ в синагоги, но их равенство с прирожденными родовыми евреями совершенно исключалось по причине, что они не принадлежали к «богоизбранному» народу по рождению и стать евреями не могли ни при каких условиях.
"Естественно речь идёт не о простом трудящемся народе Иудеи, который был, скорее, не религиозен, а - суеверен. Этому суеверию наиболее было близко язычество, которое имеет крепкие корни и в современности, в том числе и в христианстве".
Иудаизм – это и есть древнее язычество[2], поклонение древнему доеврейскому божеству, младшему пастушескому богу Яхве-Дующий, повелителю самума, сеющего смерть иссушающего ветра пустыни, которое постепенно трансформировалось в религию единого надмирного божества, почерпнутого талмудическким иудаизмом из – как это ни парадоксально – христианства, начиная с 8-9 вв н э (Схария Гаон).
В рамках иудейского язычества была и вера в племенного бога Яхве ... но, были по словам Павла и другие боги.
Вера в других богов в иудаизме присутствовала, она отражена и в Еврейской библии – но это были боги других народов, которым поклоняться евреям было запрещено их богом-Яхве по причине «ревности» Яхве по отношению к своим избранникам.
Вывод
Ввиду всего вышесказанного представить себе Павла-иудея, проповедующего язычникам богохульные вольности отказа от Закона и прочего в его богословии, совершенно невозможно: или Павел не был иудеем, или его просто не было, и все это писалось, как неоднократно указывалось выше на этих страницах, некими вольнодумцами во времена гораздо позднее тех, которые относят ко временам проповеди Павла. Однако, стоит заметить, что даже тот Павел, который проповедует в своих посланиях в корпусе Маркиона, по всем признакам относит себя к иудеям, поскольку, прежде всего, упорно называет Иисуса тем самым еврейским Машиахом, пришествия которого так долго ожидал и чаял весь еврейский народ – хотя бы из этого одного можно сделать однозначный вывод, что Павел в своих посланиях предстает несомненным иудеем, который, тем не менее, никак не мог быть автором того богословия которое он представил в своих Посланиях.
Приложение
Флавий «древности» кн18 гл1:
2. У иудеев с давних пор существовали три философских школы,
основывавшиеся на толковании древних законов: школы ессев, саддукеев и
фарисеев . Нам уже приходилось говорить о них во второй книге
[нашей] «Иудейской войны» , но вместе с тем я и здесь готов в
немногих словах упомянуть о них.
3. Фарисеи ведут строгий образ жизни и отказываются от всяких
удовольствий. Всему тому, что разум признает за благо, они следуют,
считая разум лучшим охранителем во всех желаньях. Они выдаются своим
почтительным отношением к людям престарелым и отнюдь не
осмеливаются противоречить их предначертаниям. По их мнению, все
совершающееся происходит под влиянием судьбы. Впрочем, они
нисколько не отнимают у человека свободы его воли, но признают, что по
предначертанию Божию происходит смешение Его желания с желанием
человека, идти ли ему по пути добродетеля или злобы. Фарисеи верят в
бессмертие души и что за гробом людей ожидает суд и награда за
добродетель или возмездие за преступность при жизни; грешники
подвергаются вечному заключению, а добродетельные люди имеют
возможность вновь воскреснуть . Благодаря этому они имеют
чрезвычайное влияние на народ, и все священнодействия, связанные с
молитвами или принесением жертв, происходят только с их разрешения.
Таким образом, отдельные общины засвидетельствовали их добродетель,
так как все были убеждены, что фарисеи на деле и на словах стремятся
лишь к наиболее высокому.
4. По учению саддукеев, души людей умирают вместе с телом; они не
признают никаких других постановлений, кроме постановлений закона.
Они считают даже похвальным выступать против учителей своей
собственной философской школы. Это учение распространено среди
немногих лиц, притом принадлежащих к особенно знатным родам.
Впрочем, влияние их настолько ничтожно, что о нем и говорить не стоит.
Когда они занимают правительственные должности, что случается,
впрочем, редко и лишь по принуждению, то саддукеи примыкают к
фарисеям, ибо иначе они не были бы терпимы простонародьем.
5. Учение ессеев требует все предоставлять на волю Божию; они
признают бессмертие душ и считают стремление к справедливости
высшею целью. В храм они доставляют пожертвования, но сами они не
занимаются жертвоприношениями, признавая другие способы очищения
более целесообразными. Поэтому им запрещен доступ в общий храм и они
совершают свое богослужение отдельно. Впрочем, это наилучшие люди,
которые всецело отдаются земледельческому труду. Достойно удивления
то чувство справедливости у них, которое они, помимо всех прочих
народов, ставят не ниже добродетели и которого не знают ни греки, ни
другие народы. Это столь в них развитое чувство укоренилось у них не со
вчерашнего дня, а издревле, и в силу его они не препятствуют никому
жить со всеми общею, равною жизнью: имущество у них общее, и богач
пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк. Такой
образ жизни ведут эти люди, и число их превышает четыре тысячи
человек. Они не имеют ни жен, ни рабов, полагая, что женщины ведут
лишь к несправедливостям, а вторые подают повод к недоразумениям.
Живя сами по себе, они услуживают друг другу. Для заведования
доходами и плодами земли они с помощью голосования избирают
наиболее достойных лиц из священнического сословия; последние и
должны заботиться о доставлении хлеба и прочих съестных припасов. Они
живут все одинаково и наиболее подходят к тем дакийским племенам,
которые носят название полистов .
6. Родоначальником четвертой философской школы стал галилеянин
Иуда. Приверженцы этой секты во всем прочем вполне примыкают к
учению фарисеев. Зато у них замечается ничем не сдерживаемая любовь к
свободе. Единственным руководителем и владыкою своим они считают
Господа Бога. Идти на смерть они считают за ничто, равно как презирают
смерть друзей и родственников, лишь бы не признавать над собою
главенства человека. Так как в этом лично может убедиться воочию всякий
желающий, то я не считаю нужным особенно распространяться о них. Мне
ведь нечего бояться, что моим словам о них не будет придано веры;
напротив, мои слова далеко не исчерпывают всего их великодушия и
готовности их подвергаться страданиям. Народ стал страдать от безумного
увлечения ими при Гессии Флоре, который был наместником и довел
иудеев злоупотреблением своей власти до восстания против римлян .
Таковы были философские школы иудеев.
Примечания
[1] «De Somniis» (Мечты), I, 16—17
[2] Петров «Вот б-ги твои, Израиль»