Найти тему
Аня и её дневник

Фотодневник: Музей мировой погребальной культуры

Всем привет!

Сегодня вас ждёт рассказ о моём маленьком путешествии в город Новосибирск. Точнее сказать, поехала я туда в Музей мировой погребальной культуры. Несовершеннолетним и беременным просьба не смотреть (хехе). На самом деле, если у вас есть некоторый страх перед траурными процессиями и вообще к любой атрибутике похорон, то, наверное, лучше закрыть эту статью и не тревожить свою психику лишний раз. Если же нет, то поехали. Фотографий будет много, но это лишь малая часть от всей экспозиции музея. Ничтожно малая.

Добиралась я на электричке и всё путешествие заняло один день. Могло бы чуть подольше, но так вышло, что поехала я одна и задерживаться в городе не планировала. Вообще, имело смысл задержаться, ведь тогда бы у меня было больше времени на осмотр музея. Но как получилось, так получилось. И даже этого достаточно для того, чтобы сказать - оно того стоило однозначно.

Погода очень порадовала. Минус 1 градус и солнечно.

Не сказать, что я многого ожидала от Новосибирска, но по ощущениям мой город гораздо уютнее. Ладно, это так, лирика.

Первым делом меня порадовало метро. Уж очень я люблю я его запах, а так же скорость с которой можно добраться из точки А в точку Б без пробок. Моему городу явно не хватает метро, но что уж. Казалось бы всего одна ветка, но даже там не сразу смогла разобраться. Пришлось спрашивать в ту ли сторону я еду. Очень кстати пришелся тот факт, что социофобия моя будто бы заснула. Надеюсь, не проснётся.

-2

Итак, метро, автобус и вот я на территории Новосибирского крематория. Именно там и расположен музей.

-3

Пока шла по заснеженной аллее, словила ощущение умиротворения. Тишина и спокойствие. По краям расположены надгробия. Кладбище тоже способно погрузить в это состояние, но от кладбища веет какой-то обречённостью, как по мне.

-4

Крематорий. Здание можно назвать величественным. Правда мне непонятен выбор оранжевого цвета для фасада, может в этом есть какой-то сакральный смысл, не знаю.

-5

Пожалуй, смерть Иисуса Христа является одной из самых мучительных в истории человечества. Наверняка найдутся те, кто оспорят моё утверждение (да и само существования Христа), ведь были же крайне изощренные пытки, но мне о них мало что известно. Может однажды попаду в музей пыток и переосмыслю.

-6

Собственно, это и есть музей. Выкрашен в тот же оранжевый цвет. Вообще оранжевый в сочетании с чёрным действительно кажется трагичным сочетанием. С другой стороны, цвет огня и солнца, символизирующий жизнь, и траурный чёрный образуют синергию жизни и смерти.

-7

Музей состоит из трёх залов. Мне удалось посетить всего два: первый зал - преимущественно культура погребения в Викторианскую эпоху, второй - культура погребения разных народов. Фотографий я сделала много, но часть забраковала по причине того, что многие экспонаты находятся под стеклом, а стекло очень бликует, сами понимаете. Но там действительно есть на что посмотреть. Вся возможная атрибутика траура. Завещания, надгробия, украшения и т.д. Я находилась в музее примерно два часа и этого критически мало! Там можно провести и 5 и даже 6 часов, чтобы рассмотреть всё детально. А ещё лучше пройтись там с экскурсоводом.

-8
-9
-10

-11

Траур (от немецкого trauern - оплакивать) - форма внешнего выражения горести, вызванного утратой близкого, видного деятеля или же, в результате общественного бедствия. У разных народов можно найти схожие траурные обычаи. Это и ношение одежды определенного цвета, обрезание волос, посты, самоизувечения и др. Траур - это так же определенного цвета одежда или её деталь, надеваемая в знак скорби.

-12
-13

Этот кирпич - часть стены склепа для отставного адмирала. Клеймо в виде якоря помогало предотвратить кражи. Аналогично - в корабельные канаты вплетали красную нить. Отсюда пошло выражение "проходит красной нитью".

-14
-15

Причины смерти погребённых на кладбищах России с 1834 по 1915 гг.

"Утонул в пруду, от сибирской язвы, от преклонных лет, от грудной жабы, от столбняка и т.д."

-16
-17

Каменное надгробие с эпитафиями. Германия, 18 век. Там таких много.

-18
-19

Интересный факт - сейчас можно запустить прах в космос. Да-да. При чём там несколько вариантов.

"Взгляд из космоса" - немного праха в капсуле поднимают до точки нулевой гравитации и возвращают с памятной надписью родственникам.

"На орбиту" - частицу праха доставляют на орбиту на одном из научных или коммерческих кораблей. Затем контейнер вновь спускается в атмосферу Земли и растворяется в ней со свечением падающей звезды. Красивый последний путь!

"Полёт на Луну" - прах помещают на орбиту или поверхность Луны.

"Вояж в бесконечность" - запуск частицы праха в открытый космос

Кому интересно - Новосибирский крематорий оказывает такую услугу. Однако, боюсь представить сколько это может стоить. Не для простых смертных, мне кажется, такой полёт.

-20
-21

Траурные костюмы, очень красивые, конечно.

-22

А это, пожалуй, единственный экспонат, который поверг меня в ужас. "Заживо погребённый". Кулев Николай Александрович. Он впал в летаргический сон и был скоропостижно погребён в 1924 году.

Как видите, на внутренней стороне крышки гроба отчетливо видны следы от царапин. В 20-е года XX века летаргия была очень распространена. По какой причине неизвестно до сих пор.

По всем формальным признакам он был признан мёртвым. Жена спешно похоронила его в тот же день, так как на следующий была Пасха, а на Пасху хоронить не принято.

Так случилось, что жена его спустя годы попросила об эксгумации тела, для того чтобы убедиться в том, что её муж был мёртв на момент захоронения. И вот, собственно это могильщики это и увидели. Это муляж, но крышка гроба вполне себе настоящая (вроде бы). Николай Александрович был родным дедом основателя музея - Якушина Сергея Борисовича.

Плюс одна фобия - тафофобия. Надеюсь, после смерти меня кремируют. Потому как очнуться в гробу... ну ужас же!

Говорят, правда, что в современном мире это малореально. И всё же я за кремацию.

-23

На выставке представлены и многочисленные локоны волос усопших.

-24

Ещё один траурный наряд.

-25

Есть ещё швейный уголок. Как и где шились траурные (и не только) платья. Конечно, в сравнении с нынешней модой, женская мода прошлых веков это нечто. Чего только стоят жуткие корсеты. Все эти кринолины, куча юбок и прочее для меня, почитательницы джинс, были бы настоящей пыткой.

-26

Так, с первым залом покончено. Отправляемся во второй.

-27

На входе встречает оркестр. Не в живую, само собой. Из детства помню, что было модно приглашать на похороны музыкантов. "Там там та дам там та дам - до сих пор звучит в ушах "Траурный марш" Шопена. Сейчас такого не встречаю.

-28

Нечто странное - "Мелодии и ритмы ГУЛАГа". Не знаю, что там за музыка и знать не хочу.

-29

А этими вещами владели сотрудники НКВД, например.

Второй зал - это в основном погребальная культура разных народов от египетских фараонов до славянских жителей деревень. И небольшой экскурс в историю. Там расположен гроб Сталина, аналог мавзолея Ленина, с восковой куклой вместо Владимира Ильича.

Каждый уголок оформлен похоронной атрибутикой и описанием. В некоторых висит экран, по которому показывают похороны. Смешанные чувства, конечно. Но что поделать - это жизнь. Точнее смерть. Культура погребения отражает и культуру жизни, согласитесь. Хотя вот наибольший шок у меня вызвал уголок с индуистскими похоронами. Я и раньше знала как они провожают в последний путь покойных, но видеть фотографии сгоревших не до конца покойников, вдобавок к этому поедающих их тела, животных - зрелище не для слабых нервами. Ладно, фото куда ни шло, но увидеть всё это воочию... Спасибо, но нет. Хотя традиции индусов конечно красивые. Но, уж больно много мусора после них.

-30
-31

Это уголок с китайским погребальными традициями.

-32

Бог Хаягрива почитается как в буддизме, так и в индуизме. Буддисты почитают его как победителя страха смерти. Так же он покровительствует кладбищам, помогает душам покидать тела и забирает их страдания.

-33

Слон один из символов божества. Бог счастья. Ему отведено большое место в культуре Индии.

-34

Католический уголок.

-35

Кстати, на стенах музея чуть выше экспонатов висит много картин на тему смерти.

-36

А это уже испанская мода эпохи Ренессанса.

-37
-38

Так, ну это реконструкция стола патологоанатома. Вот кстати, там есть жуткий экспонат - тело с различными травмами. Ожог, молния и т.д. Так же на нем изображены стадии гниения тела. Фото, конечно, не будет. Но посмотреть, находясь в музее, вполне можно. Надеюсь, мне это сниться не будет, ведь я же впечатлительная. Видела в музее некоторое количество детей. Что ж, детям ещё не совсем ясна природа смерти и наверное, бояться они её гораздо меньше взрослых. Парадокс!

-39

Танатокосметика. Там есть и современная. Ею нас и будут гримировать перед тем, как отправят в последний путь.

-40

-41
-42

Посмертные маски. Не оригиналы. Или не все оригиналы. Ходила без экскурсовода, но логично предположить что маска И.В. Сталина вряд ли хранится здесь.

-43
-44
-45
-46

На этом, пожалуй, всё.

Вообще, понесло меня туда не случайно. Я давно уже задумываюсь о том, что ждёт нас после смерти и учу себя относиться к мысли о смертности всего сущего спокойно. Касаемо своей и близких. Заглянуть в такой музей = посмотреть страху смерти в лицо. В ней нет ничего такого, что бы противоречило идеи жизни. По сути, вся наша жизнь - это процесс умирания и момент, когда сердце перестает биться, всего лишь закономерный исход любой жизни.

Жить и помнить о смерти (Memento mori!) более естественно, чем мыслить, будто ты бессмертен. Жизнь мимолётна в разрезе вечности и именно поэтому прожить её стоит так, чтобы было что унести с собой туда, откуда мы уже не возвращаемся (или!) возвращаемся, но уже в новых воплощениях.

Спасибо, что посмотрели! Надеюсь, не напугала вас этим постом.

Адрес Музея мировой погребальной культуры: г. Новосибирск, Военторговская 4\16.

Я Аня и это дневник о моей жизни с психическим расстройством. Рассказываю как живу, чем живу и где бываю, когда выбираюсь из дома.

Рада новым читателям и безмерно благодарна старым 🤗