Всем привет!
Сегодня вас ждёт рассказ о моём маленьком путешествии в город Новосибирск. Точнее сказать, поехала я туда в Музей мировой погребальной культуры. Несовершеннолетним и беременным просьба не смотреть (хехе). На самом деле, если у вас есть некоторый страх перед траурными процессиями и вообще к любой атрибутике похорон, то, наверное, лучше закрыть эту статью и не тревожить свою психику лишний раз. Если же нет, то поехали. Фотографий будет много, но это лишь малая часть от всей экспозиции музея. Ничтожно малая.
Добиралась я на электричке и всё путешествие заняло один день. Могло бы чуть подольше, но так вышло, что поехала я одна и задерживаться в городе не планировала. Вообще, имело смысл задержаться, ведь тогда бы у меня было больше времени на осмотр музея. Но как получилось, так получилось. И даже этого достаточно для того, чтобы сказать - оно того стоило однозначно.
Погода очень порадовала. Минус 1 градус и солнечно.
Не сказать, что я многого ожидала от Новосибирска, но по ощущениям мой город гораздо уютнее. Ладно, это так, лирика.
Первым делом меня порадовало метро. Уж очень я люблю я его запах, а так же скорость с которой можно добраться из точки А в точку Б без пробок. Моему городу явно не хватает метро, но что уж. Казалось бы всего одна ветка, но даже там не сразу смогла разобраться. Пришлось спрашивать в ту ли сторону я еду. Очень кстати пришелся тот факт, что социофобия моя будто бы заснула. Надеюсь, не проснётся.
Итак, метро, автобус и вот я на территории Новосибирского крематория. Именно там и расположен музей.
Пока шла по заснеженной аллее, словила ощущение умиротворения. Тишина и спокойствие. По краям расположены надгробия. Кладбище тоже способно погрузить в это состояние, но от кладбища веет какой-то обречённостью, как по мне.
Крематорий. Здание можно назвать величественным. Правда мне непонятен выбор оранжевого цвета для фасада, может в этом есть какой-то сакральный смысл, не знаю.
Пожалуй, смерть Иисуса Христа является одной из самых мучительных в истории человечества. Наверняка найдутся те, кто оспорят моё утверждение (да и само существования Христа), ведь были же крайне изощренные пытки, но мне о них мало что известно. Может однажды попаду в музей пыток и переосмыслю.
Собственно, это и есть музей. Выкрашен в тот же оранжевый цвет. Вообще оранжевый в сочетании с чёрным действительно кажется трагичным сочетанием. С другой стороны, цвет огня и солнца, символизирующий жизнь, и траурный чёрный образуют синергию жизни и смерти.
Музей состоит из трёх залов. Мне удалось посетить всего два: первый зал - преимущественно культура погребения в Викторианскую эпоху, второй - культура погребения разных народов. Фотографий я сделала много, но часть забраковала по причине того, что многие экспонаты находятся под стеклом, а стекло очень бликует, сами понимаете. Но там действительно есть на что посмотреть. Вся возможная атрибутика траура. Завещания, надгробия, украшения и т.д. Я находилась в музее примерно два часа и этого критически мало! Там можно провести и 5 и даже 6 часов, чтобы рассмотреть всё детально. А ещё лучше пройтись там с экскурсоводом.
Траур (от немецкого trauern - оплакивать) - форма внешнего выражения горести, вызванного утратой близкого, видного деятеля или же, в результате общественного бедствия. У разных народов можно найти схожие траурные обычаи. Это и ношение одежды определенного цвета, обрезание волос, посты, самоизувечения и др. Траур - это так же определенного цвета одежда или её деталь, надеваемая в знак скорби.
Этот кирпич - часть стены склепа для отставного адмирала. Клеймо в виде якоря помогало предотвратить кражи. Аналогично - в корабельные канаты вплетали красную нить. Отсюда пошло выражение "проходит красной нитью".
Причины смерти погребённых на кладбищах России с 1834 по 1915 гг.
"Утонул в пруду, от сибирской язвы, от преклонных лет, от грудной жабы, от столбняка и т.д."
Каменное надгробие с эпитафиями. Германия, 18 век. Там таких много.
Интересный факт - сейчас можно запустить прах в космос. Да-да. При чём там несколько вариантов.
"Взгляд из космоса" - немного праха в капсуле поднимают до точки нулевой гравитации и возвращают с памятной надписью родственникам.
"На орбиту" - частицу праха доставляют на орбиту на одном из научных или коммерческих кораблей. Затем контейнер вновь спускается в атмосферу Земли и растворяется в ней со свечением падающей звезды. Красивый последний путь!
"Полёт на Луну" - прах помещают на орбиту или поверхность Луны.
"Вояж в бесконечность" - запуск частицы праха в открытый космос
Кому интересно - Новосибирский крематорий оказывает такую услугу. Однако, боюсь представить сколько это может стоить. Не для простых смертных, мне кажется, такой полёт.
Траурные костюмы, очень красивые, конечно.
А это, пожалуй, единственный экспонат, который поверг меня в ужас. "Заживо погребённый". Кулев Николай Александрович. Он впал в летаргический сон и был скоропостижно погребён в 1924 году.
Как видите, на внутренней стороне крышки гроба отчетливо видны следы от царапин. В 20-е года XX века летаргия была очень распространена. По какой причине неизвестно до сих пор.
По всем формальным признакам он был признан мёртвым. Жена спешно похоронила его в тот же день, так как на следующий была Пасха, а на Пасху хоронить не принято.
Так случилось, что жена его спустя годы попросила об эксгумации тела, для того чтобы убедиться в том, что её муж был мёртв на момент захоронения. И вот, собственно это могильщики это и увидели. Это муляж, но крышка гроба вполне себе настоящая (вроде бы). Николай Александрович был родным дедом основателя музея - Якушина Сергея Борисовича.
Плюс одна фобия - тафофобия. Надеюсь, после смерти меня кремируют. Потому как очнуться в гробу... ну ужас же!
Говорят, правда, что в современном мире это малореально. И всё же я за кремацию.
На выставке представлены и многочисленные локоны волос усопших.
Ещё один траурный наряд.
Есть ещё швейный уголок. Как и где шились траурные (и не только) платья. Конечно, в сравнении с нынешней модой, женская мода прошлых веков это нечто. Чего только стоят жуткие корсеты. Все эти кринолины, куча юбок и прочее для меня, почитательницы джинс, были бы настоящей пыткой.
Так, с первым залом покончено. Отправляемся во второй.
На входе встречает оркестр. Не в живую, само собой. Из детства помню, что было модно приглашать на похороны музыкантов. "Там там та дам там та дам - до сих пор звучит в ушах "Траурный марш" Шопена. Сейчас такого не встречаю.
Нечто странное - "Мелодии и ритмы ГУЛАГа". Не знаю, что там за музыка и знать не хочу.
А этими вещами владели сотрудники НКВД, например.
Второй зал - это в основном погребальная культура разных народов от египетских фараонов до славянских жителей деревень. И небольшой экскурс в историю. Там расположен гроб Сталина, аналог мавзолея Ленина, с восковой куклой вместо Владимира Ильича.
Каждый уголок оформлен похоронной атрибутикой и описанием. В некоторых висит экран, по которому показывают похороны. Смешанные чувства, конечно. Но что поделать - это жизнь. Точнее смерть. Культура погребения отражает и культуру жизни, согласитесь. Хотя вот наибольший шок у меня вызвал уголок с индуистскими похоронами. Я и раньше знала как они провожают в последний путь покойных, но видеть фотографии сгоревших не до конца покойников, вдобавок к этому поедающих их тела, животных - зрелище не для слабых нервами. Ладно, фото куда ни шло, но увидеть всё это воочию... Спасибо, но нет. Хотя традиции индусов конечно красивые. Но, уж больно много мусора после них.
Это уголок с китайским погребальными традициями.
Бог Хаягрива почитается как в буддизме, так и в индуизме. Буддисты почитают его как победителя страха смерти. Так же он покровительствует кладбищам, помогает душам покидать тела и забирает их страдания.
Слон один из символов божества. Бог счастья. Ему отведено большое место в культуре Индии.
Католический уголок.
Кстати, на стенах музея чуть выше экспонатов висит много картин на тему смерти.
А это уже испанская мода эпохи Ренессанса.
Так, ну это реконструкция стола патологоанатома. Вот кстати, там есть жуткий экспонат - тело с различными травмами. Ожог, молния и т.д. Так же на нем изображены стадии гниения тела. Фото, конечно, не будет. Но посмотреть, находясь в музее, вполне можно. Надеюсь, мне это сниться не будет, ведь я же впечатлительная. Видела в музее некоторое количество детей. Что ж, детям ещё не совсем ясна природа смерти и наверное, бояться они её гораздо меньше взрослых. Парадокс!
Танатокосметика. Там есть и современная. Ею нас и будут гримировать перед тем, как отправят в последний путь.
Посмертные маски. Не оригиналы. Или не все оригиналы. Ходила без экскурсовода, но логично предположить что маска И.В. Сталина вряд ли хранится здесь.
На этом, пожалуй, всё.
Вообще, понесло меня туда не случайно. Я давно уже задумываюсь о том, что ждёт нас после смерти и учу себя относиться к мысли о смертности всего сущего спокойно. Касаемо своей и близких. Заглянуть в такой музей = посмотреть страху смерти в лицо. В ней нет ничего такого, что бы противоречило идеи жизни. По сути, вся наша жизнь - это процесс умирания и момент, когда сердце перестает биться, всего лишь закономерный исход любой жизни.
Жить и помнить о смерти (Memento mori!) более естественно, чем мыслить, будто ты бессмертен. Жизнь мимолётна в разрезе вечности и именно поэтому прожить её стоит так, чтобы было что унести с собой туда, откуда мы уже не возвращаемся (или!) возвращаемся, но уже в новых воплощениях.
Спасибо, что посмотрели! Надеюсь, не напугала вас этим постом.
Адрес Музея мировой погребальной культуры: г. Новосибирск, Военторговская 4\16.
Я Аня и это дневник о моей жизни с психическим расстройством. Рассказываю как живу, чем живу и где бываю, когда выбираюсь из дома.
Рада новым читателям и безмерно благодарна старым 🤗