Найти в Дзене

Как эффективно учиться? Освой эти 7 волшебных ступеней

Приветствую всех на канале! Для тех, кто видит мои посты впервые - меня зовут Анна Иванникова. Я эксперт в области когнитивных навыков, коуч по личной эффективности и стратегическому мышлению. Являюсь организатором экосистемы самопознания, автором и создателем топового подкаста по саморазвитию «Познай самого себя» (топ-50 на Яндекс.Музыке, топ-20 Apple.Podcasts). Сегодня мы разберём конкретно, как овладеть любой информацией свободно. 6 ступеней превращения ИНФОРМАЦИИ в ЗНАНИЯ. 7 ступень - бонус)) Такая «лестница» была описана ещё в 50-е американским методологом обучения Бенджамином Блумом. Но наш мозг работает по одним законам, поэтому за 70 лет методология ЭФФЕКТИВНЫХ обучающих программ используется в том же виде. Итак, чтобы ИНФОРМАЦИЯ переросла в ЗНАНИЕ, по Блуму нужно пройти 6 ступеней. Я для себя разделяю их на 2 группы: «механические», т.е. такие, которые выполняются «по умолчанию» в процессе любой работы. И «креативные», которые ведут к высшей, седьмой ступени. У Блума её нет,

Приветствую всех на канале! Для тех, кто видит мои посты впервые - меня зовут Анна Иванникова. Я эксперт в области когнитивных навыков, коуч по личной эффективности и стратегическому мышлению.

Являюсь организатором экосистемы самопознания, автором и создателем топового подкаста по саморазвитию «Познай самого себя» (топ-50 на Яндекс.Музыке, топ-20 Apple.Podcasts).

Сегодня мы разберём конкретно, как овладеть любой информацией свободно. 6 ступеней превращения ИНФОРМАЦИИ в ЗНАНИЯ. 7 ступень - бонус))

Такая «лестница» была описана ещё в 50-е американским методологом обучения Бенджамином Блумом. Но наш мозг работает по одним законам, поэтому за 70 лет методология ЭФФЕКТИВНЫХ обучающих программ используется в том же виде.

Итак, чтобы ИНФОРМАЦИЯ переросла в ЗНАНИЕ, по Блуму нужно пройти 6 ступеней.
Я для себя разделяю их на 2 группы: «механические», т.е. такие, которые выполняются «по умолчанию» в процессе любой работы. И «креативные», которые ведут к высшей, седьмой ступени. У Блума её нет, но по факту она всегда есть)

Поехали. Разбирать буду по примерам обучения моих учеников на Бусти и в Телеграм-канале.

«МЕХАНИЧЕСКАЯ ГРУППА»:

1 ступень. ИНФОРМАЦИЯ (активный сбор): читать, слушать, видеть и т.д.

Слушать подкасты, читать посты, ребята с Бусти и ещё смотрят фильмы, видеодневники и прочее. Задача: «загрузить в мозг» максимум возможного материала, пусть он там крутится. Обратите внимание, на первом этапе материалы просто "загружаются"

2 ступень. ПОНИМАНИЕ. Человек понимает только то, что может рассказать своими словами, нарисовать или составить схему, объяснить метафорой.

Вспомните, как говорили учетиля: "объясни своими словами". На этом этапе информация перестаёт "просто крутиться". Мы её как бы "присваиваем себе", переводим из "внешнего" мира чуть глубже в своё сознание, ОСОЗНАНИЕ.

Пример из поста: я ЗНАЮ, как на мозг и выработку нейромедиаторов влияет ощущение радости. Я ОБЪЯСНИЛА это без «терминов», применила метафору «медленных углеводов радости», потому что с темой еды в наши дни пока знакомы больше))

И вы любую информацию адаптируйте под себя. Т.е., ДУМАЙТЕ, пытайтесь понять, о чём информация для вас.

3 ступень. ПРАКТИКА. Применение информации в реальной жизни.

Один из главных принципов нейропластичности (образования новых нейронных связей): используя — улучшаешь. Даже самая неудачная практика в 10000 раз лучше её отсутствия.

Потому что каждый раз, когда мы используем любой навык, мозг ищет способы оптимизации процесса.

Пример: у ребят с Бусти есть методички для отработки, в Телеграм был пост про графическое письмо — об этом же! «Мало знать, надо делать» именно потому что только через ПРАКТИКУ можно перейти в следующую группу.

«КРЕАТИВНАЯ ГРУППА»:

4 ступень. АНАЛИЗ. Применив знания на практике, мы можем проанализировать — что получается, что нет.

В области «мягких навыков» мы получаем НАПРАВЛЕНИЯ для практики. Не для дословного повторения, а для АНАЛИЗА. Пробуем ПРИМЕНИТЬ и анализируем: «Ага, мне этот пример не нравится, но я могу поменять его так-то и так-то. Это не совсем то, что в посте, но это МОЙ вариант».

В области "твёрдых навыков" (даже в медицине) всё равно есть нюансы, как грамотнее подбирать дозировки препаратов. Не бывает двух одинаковых пациентов, двух одинаковых клиентов на коучинге, двух одинаковых учеников-пианистов... Мы анализируем свою практику и можем выстраивать новую систему!

Я и сама не с первого дня выстроила свою систему работы, обучения, консультаций и т.д. Важно только не просто ПРАКТИКОВАТЬ, но АНАЛИЗИРОВАТЬ, чтобы переходить в...

5 ступень. СИНТЕЗ. Из анализа практики каждый из нас выстраивает СВОЮ систему.

Например, кто-то может подумать: "Я понял, что лучше запоминаю на слух, поэтому слушаю подкасты, видео с Бусти тоже больше слушаю, посты с Дзен воспроизвожу через голосовой помощник (знаете про кнопку внизу статьи?)). Потом мне важно просто подумать пару дней, а не сразу делать практику... Потом НАГОВОРИТЬ СВОИМИ СЛОВАМИ и ещё послушать по дороге в наушниках"... Ну вы поняли))

6 ступень. ОЦЕНКА. Оценить полученные ЗНАНИЯ.

Теперь уже именно ЗНАНИЯ, потому что информация «проглотилась» (поступила), «переварилась» - в ходе практики, «усвоилась» в виде питательных веществ, в ходе анализа мы сделали выводы, от какой «еды» нам лучше, в какое время дня и т.д. Совершили синтез — составили свой «график приёма информации». И оценили итог.

Эти ступени используются в ЛЮБОМ преподавании. В МЕДе мы это проходили по-моему на всех гуманитарных кафедрах по 1000 раз)) Так выстраивается схема контакта с пациентом — потому что пациент должен понимать, зачем ему диета и таблетки вместо сигарет и коньячка)) Так выстраивается преподавание (ЛЮБОЕ! Музыкальное в том числе), так работает продвижение в спорте, так работает самопознание…

Важно подключать «креативную» группу (анализ-синтез-оценка), потому что с неё вы выходите на седьмую ступень.

7 ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ — ТВОРЧЕСТВО.

Вся музыкальная импровизация, умение взять себя в руки на соревнованиях, быстрая реакция реаниматологов, успехи в воспитании детей и т.д. Это всё — творчество. Когда вы прошли через сбор знаний, их понимание, многократное применение, проанализировали, что для вас лучше всего, составили собственную схему, и теперь ДОВЕРЯЕТЕ СЕБЕ.

Теперь вы обладаете ИНФОРМАЦИЕЙ о том, как эффективно овладевать любыми навыками, следуйте по ступеням дальше, чтобы осваивать любое дело продуктивно и с удовольствием))

Друзья, если информация была для вас полезна - я очень рада. Используйте главное правило канала: мы общаемся виртуально, вы меня видите, а я без ваших лайков вас не вижу)) пост был полезен - ставьте рекацию! В комментариях пишите вопросы, из них я формирую темы для будущих постов.

Важные ссылки, куда рекомендую подписаться:

Благодарю за ваши отзывы, подписки и обратную связь. Это очень важно и ценно.