Найти тему
Царь Иван Грозный

История беглого холопа

Жизнь Феодосия Косого – история беглого холопа, ставшего знаменитым еретиком. Он основал самое радикальное из всех еретических движений Древней Руси, основанное на критике церковного строя и иерархии.

Началось все с того, что Косой бежал из Москвы, предположительно в 1551 году. В Белоозере Феодосий постригся в монахи. Там он организовал кружок из монахов, критикующих религиозно-общественную жизнь. Власти конечно же проведали о еретических настроениях и Косого со всей его «братией» доставили в Москву. Удача была на стороне вольнодумца, пока шло следствие он бежал снова, но теперь уже в Литву, где продолжил проповедовать свое учение, причем успешно.

Сочинения Косого до наших дней не дошли, не исключено, что их не существовало, и он предпочитал устную речь. Взгляды еретика известны по текстам, написанными его обличителями. Среди основных источников – труды его идеологического противника, монаха Отенской пустыни, Зиновия.

Итак, Косой отвергал церковь, сравнивал поклонение иконам с идолопоклонством, яро критиковал епископов, называя их «идольскими жрецами, ложными учителями». Отрицал святых и все чудеса, выступал за уничтожение института монашества. Призывал не каяться, не причащаться, не соблюдать пост, протестовал против поклонения кресту, объясняя это тем, что Бог сам ненавидит крест, потому что на нем убит его сын.

Косой призывал духовно поклоняться Богу, требовал жить по евангельский заповедям, отрицал социальное неравенство. Активно выступал против войн. Неудивительно, что Косой встречал поддержку, ведь он выражал интересы широких народных масс.

Чтобы хоть как-то ослабить влияние Косого и возраставшее волнение, правительство и церковь шли на различные меры: от репрессий до идеологического воздействия. Чтобы укрепить правоверие открывали мощи русских святых, распространяли истории о чудесных исцелениях, творившихся чудотворцами.

Преследование последователей Косого не прекращалось. Сам Косой вместе с единомышленниками поселился у озера Усочорт, и изменив имена, продолжали пропагандировать.