Валерий Васильев обладал богатырским здоровьем.
Легендарный защитник московского «Динамо» Валерий Васильев был идеальным олицетворением жесткого игрока обороны. Без преувеличения можно сказать, что его страшно боялись все команды чемпионата СССР. Прозвища, которыми наградили Валерия в «Динамо» и советской сборной, говорят сами за себя. «Глыба», «Исполин», «Хозяин тайги», «Горьковский бурлак» — так нашего героя называли его партнеры и даже соперники. О его физической силе и мощи слагали настоящие легенды. А главный тренер ЦСКА и национальной сборной Анатолий Тарасов всегда тщательно следил, чтобы Валерий Харламов не попадался с Васильевым на льду в одной смене. Легендарный тренер действительно боялся, что оборонец бело-голубых может нанести лидеру московских армейцев травму или выключить его из игры постоянными силовыми приемами и физическим воздействием.
«Если бы, наверное, не спорт и не занятия хоккеем, действительно быть бы Валере предводителем местных хулиганов. Силища у Валеры была неимоверная. А сам он был парень отчаянный. Я однажды видел, как он своим кулаком, без последствий для кулака, проломил внушительную доску, да так, что в ней оказалась дырка», — говорил Сергей Мальцев, брат Александра Мальцева.
На каждом медицинском осмотре врачи говорили Васильеву, что физический ресурс его организма неисчерпаем. Такое явление можно было объяснить только природными задатками, с которыми Валерию очень повезло. Он мог проводить на льду по пол матча и играть без смен. При этом лидер «Динамо» практически не получал серьезных травм и был чрезвычайно крепким. Да и откровенно говоря, мало кто решался играть против Васильева жестко или грязно. Каждый игрок понимал, что после такого его ждет возмездие.
«Решил я обойти его, пробравшись вдоль борта, крадусь с шайбой, пробросил ее вперед и думаю, сейчас от Васильева увильну, проскользну по борту мимо этакого увальня. Ну, и махнул клюшкой ему по ребру, а сам локтями работаю. Васильев был в шоке. Застыли и другие игроки «Динамо». Это, наверное, напоминало покушение на короля. Васильев сам опешил. Смотрит на меня, как лев на зайца, и говорит, ты чего, мол, пацан, делаешь? Меня держит даже не двумя руками, а одной перчаткой, схватил за шею, немного приподнял. Рот открыт у него, и говорит так недоуменно: «Ты, куда, малой, полез?». А я не угомонился, еще раз толкнул его локтями. Вдруг он так прижал меня к борту, всем телом, все было по правилам. А у меня разом кости хрустнули. Помутнело в глазах, я чуть не стекся на лед по борту, как холодец. Ребята покатились со смеху, а мне раз и навсегда стало понятно, что с «Хозяином тайги» такие номера не прокатят», — вспоминал случай на обычной тренировке «Динамо» Сергей Мальцев.
Но годы сумасшедших физических нагрузок отразились даже на выдающемся здоровье Валерия Васильева. За всю жизнь он перенес три инфаркта. Причем первые проблемы с сердцем настигли защитника «Динамо» и сборной СССР прямо в разгар хоккейного матча. Дело было в решающей игре чемпионата мира в 1978 году, в которой советская команда противостояла принципиальным соперникам из Чехословакии. У команды Виктора Тихонова и Владимира Юрзинова были серьезные кадровые проблемы. В защите из-за травм отсутствовали Владимир Лутченко и Геннадий Цыганков. Поэтому сборной приходилось проводить важнейший матч в три защитника. Одним из них был Васильев.
«Я перенапрягся. Тренеры Тихонов и Юрзинов отвернулись, мы сами менялись, а нужно было обязательно в две шайбы выиграть. Сердце прилично прихватило. Вернулся в Москву. Сделали кардиограмму. Врачи ужаснулись: «Да у вас инфаркт был». Но я никому об этом не сказал», — вспоминал оборонец.
Через несколько дней после подтверждения диагноза и осознания того, что помутнение рассудка в финальном матче чемпионата мира было связано с инфарктом, Васильев снова вышел на лед. Защитник продолжил карьеру как ни в чем не бывало и никому не рассказал об этом инциденте. Валерию повезло — после этого он смог провести еще 7 сезонов на высочайшем уровне. Однако последствия такого отношения к своему здоровью все равно настигли нашего героя. После завершения карьеры легенда московского «Динамо» перенес еще два инфаркта и операцию на сердце. А 19 апреля 2012 года он ушел из жизни.
«У Валеры отказывали почки. Это сердечная недостаточность. Его положили в 52‑ю больницу на искусственную почку. Но попала какая-то инфекция, он заболел двухсторонним воспалением легких. И оторвался клапан в сердце», — вспоминала супруга хоккеиста Татьяна Васильева.