Проблема "коридоров" на Южном Кавказе носит двоякий характер. С одной стороны мы наблюдаем локальный конфликт связанные с локальными, тактическими интересами британского и азербайджанского бизнеса - в июле 2022 года Баку внес изменения в контракт с британской компанией Anglo Asian Mining PLC, передав ей три новых горнодобывающих участка на территории Азербайджана. Один из этих участков расположен в восточной части Мартакертского района Нагорного Карабаха, богатого золотыми, медными и серебряными рудниками.
С другой стороны конфликт носит гео - стратегический характер, поскольку он является частью реализуемого британцами при помощи Турции плана по созданию юго - евразийской гео - политической платформы о которой наш канал писал не раз. Исходя из этой стратегии проблемы коридоров будут ключевыми во все последующие годы.
У данного проекта есть два крупных противника. Это прежде всего Иран и Россия входящая в блок с Ираном. В настоящий момент Россия не в состоянии разрешить данный конфликт, она может лишь отсрочить и смягчить последствия попытки Турции и Азербайджана (при поддержке британцев), пробить коридоры в направлении "стратегической глубины" в сторону Пакистана. Кстати именно этому посвящена Шушинская декларация подписанная между Азербайджаном и Турцией 15 июня 2021 года в городе Шуша.
Министр обороны Турции Хулуси Акар призывает Армению к сотрудничеству и к открытию Зангезурского коридора, который по его мнению поможет восстановить экономические связи в регионе.
При этом в Армении не спешат идти на встречу Баку полагая, что любое улучшение позиции Азербайджана и Турции будет играть против Армении. Точно так же считают и Тегеране.
Азербайджан пока использует "мягкую силу" в частности "экологов" которые блокируют движение по Лачинскому коридору создавая угрозу гуманитарной катастрофы в Нагорном Карабахе. Одновременно в азербайджанских СМИ началась компания по дискредитации российского миротворческого контингента и в частности его командующего Андрея Волкова. При этом российская сторона находится в весьма двусмысленной ситуации, с одной стороны она ограничивает Баку в восстановлении полного суверенитета над территорией Нагорного Карабаха, с другой стороны армянская сторона активно ищет поддержки в ЕС и у Франции. Таки образом мы видим на Южном Кавказе сразу несколько игроков, которые преследуют свои интересы, а риск неблагоприятных последствий в разрешении данной гео - стратегической задачи несут Россия и Иран.
В отличие от Турции и Британии, Азербайджану проще иметь дело с Россией нежели с другими игроками, поскольку в настоящее время геостратегические позиции Москвы подорваны и Илхаму Алиеву более комфортно продавливать российское руководство например по сокращению российского контингента. Между тем, сам Алиев не хочет ухода российских миротворцев, поскольку конфликт в Нагорном Карабахе может принять стихийный и не управляемый характер что нанесёт вред как имиджу Ильхама Алиева так и репутации Азербайджана в целом. Задача Баку избежать массовой резни. При этом именно такое развитие событий было бы выгодно британцам, дабы посеять хаос и "наловить рыбы в мутной воде". Как не парадоксально но для британцев выгоден подрыв и репутации Турции в том числе, поскольку так легче манипулировать турецким руководством. Между тем Баку откровенно пугает и сотрудничество Ирана и Армении.
Баку уже успело обвинить Тегеран в участии в подготовке армянских ВС, И в предоставлении военной помощи. Впрочем сам Иран и не скрывает своих симпатий. Иранские СМИ пишут.
«Можно представить себе неприятные сценарии для региона Южного Кавказа и его окрестностей, включая Иран. Устранение такого препятствия, как Нагорный Карабах, открывает путь для оккупации территории Армении и изменения карты региона, а в долгосрочной перспективе — для нападения на северо-западные районы Ирана».
По мнению доктора Эсхана Мовахедяна опубликованном в иранской прессе
«Азербайджанская Республика стремится к новой авантюре в Кавказском регионе и этот вопрос требует дипломатических шагов со стороны Исламской Республики Иран и должен стать предупреждением для военных властей (в Тегеране)».
Аналитик Мохаммад Хоссейн Масумзаде говорит о том, что единственным способам противостояния британо - турецким - азербайджанским планам может стать переход от оборонительной к наступательной стратегии. Основной причиной по которой Иран хотел бы вмешаться в события на Южном Кавказе является купирование угрозы отделения территорий "Северного Азербайджана" от Ирана. В Тегеране ( не без оснований) считают, что и Баку и Анкара приложили руку к последним беспорядкам к стране.
Стоит ли ожидать новой эскалации? Тут как ни странно на стороны может отрезвляюще подействовать СВО РФ на Украине. При трезвом анализе данного конфликта стороны могут просчитать, что единственные стороны, которые на данный момент могут поддержать свои ВС в условиях затяжного конфликта это РФ и Иран. Гипотетический удар Иранскими дронами по бакинским нефтепромыслам может создать коллапс в энергетике не только Турции и Азербайджана но в целом разбалансировать мировой рынок нефтепродуктов. На данный момент Иран в единственном числе обладает военным потенциалом для волнового удара БПЛА по территории врага. Опасность заключается в том, что данным конфликтом могут воспользоваться США и Израиль, что приведёт не только Южный Кавказ но весь Ближний Восток в состоянии не стабильности причём на многие годы.