Этруски — загадочная народность, пришедшая на Апеннинский полуостров примерно в 1000 г. до н. э. Откуда именно мигрировали этруски, доподлинно неизвестно. Согласно самой распространенной гипотезе, пришли эти люди на территорию нынешней Италии из Малой Азии, то есть откуда-то, где сегодня находится Турция.
Некоторые исследователи считают, что этруски, однако, возможно, пришли на Апеннины все же с севера. Возможно, что даже и с территории современной России. Первым эту гипотезу озвучил археолог Александр Чертков еще в XIX в. Славянскую версию происхождения этрусков продвигал в позапрошлом веке также польский археолог Тадеуш Воланский.
Прославились этруски не только своими роскошными произведениями искусства, но и умением создавать лучшие на тот момент в мире ювелирные украшения.
Таинственные расены
Сами представители этой народности называли себя расенами, что созвучно, в том числе с русинами или даже россиянами. Но доказательств русского происхождения этрусков, как и любого другого, на данный момент, к сожалению, нет. Греки называли этрусков, как и другие негреческие племена, жившие вокруг Греции, тирренами. Собственно этрусками расенов назвали римляне.
Этрурия
Формировалась этрусская культура в 8-7 веке до н. э. За два столетия до нашей эры древнее государство этрусков, состоявшее из союза 12 городов и называвшееся Этрурией, оказалось под властью римлян.
Однако после римского вторжения Этрурия очень быстро восстановила свои силы. Еще через век страну расенов заселили римские ветераны. В последующем этрусская культура начала постепенно терять свои черты, растворяясь в римской. К началу новой эры расены уже полностью ассимилировались среди латинян.
Золото в 18 карат
Этрусков считают создателями самой первой развитой цивилизации в апеннинском регионе. Города расенов были большими и красивыми. До наших дней дошли прекрасные изделия этрусков из керамики, металла, произведения живописи, скульптуры. В особенности же преуспели этруски в изготовлении ювелирных изделий из золота.
Свои украшения этруски создавали в основном из 18-каратного золота. Реже использовалось 15-каратное более жесткое и тяжелое золото. Для сравнения, современная проба 585 соответствует 12 каратам. Золотые сплавы для украшений этрусские мастера делали чаще всего с медью.
Зернь и филигрань
Очень часто в своей работе этрусские мастера использовали самую сложную технику изготовления украшений древности — зернь. Эта техника известна еще со времен древней Месопотамии.
Однако именно этрусские мастера довели методику зерни до совершенства. Состоит эта технология примерно в следующем:
- тонкая струя расплавленного золота пускается в тигель с угольным порошком, в котором проделаны гнезда;
- золото стекает в гнезда и образует мельчайшие капли-сферы, которые затем застывают;
- из золота изготавливается само ювелирное изделие и покрывается тонким слоем припоя;
- очищенными от угля затвердевшими сферами на изделии выкладывается узор;
- сферы сплавляются с ювелирным изделием.
Использовалась техника зерни ювелирами в Европе вплоть до 4 века. Затем, в греческую эпоху она была полностью забыта. В Европе первым возродил зернь Фортунато Кастеллани в 18 веке.
В начале 20 века древние методики зерни начал использовать англичанин Литтлдейл, получивший патент на технологию. Русские мастера же использовали эту технику еще с 9 века, а по последним данным, возможно, и раньше.
Помимо зерни, этрусские мастера активно использовали и методику изготовления золотых украшения, называемую филигранью. При применении этой техники золотые изделия создаются из тончайшей крученой проволоки. Часто филигрань и зернь комбинировались в Этрурии в одном изделии.
Поскольку этрусские мастера использовали гораздо более мелкие зерна и использовали какой-то особый припой, их изделия получались гораздо более изящными и изысканными, чем у греков. Припой в этрусских изделиях незаметен и кажется, что зернь прикреплена к ним каким-то невидимым клеем. Своим непревзойденным мастерством этруски восхищают, в том числе и самых искусных современных ювелиров.