Найти тему

Теория управления. КАК НЕ СТАТЬ ОБЪЕКТОМ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ

Вообще-то, на тему ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ планировалось сделать пару работ, не больше. Но, при ближайшем рассмотрении тема оказалась настолько обширной, разнообразной, содержащей множество существенно важных нюансов, и, к тому же очень актуальной, что мы решили не ограничивать себя объемом и сроками. Поэтому вводим рубрику ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ, а там как пойдет. Данная работа является примерным введением в тему.

Для начала, определимся с необходимыми терминами - УПРАВЛЕНИЕ, ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ, УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА.

УПРАВЛЕНИЕ - направление ОБЪЕКТА в сторону достижения целей и решения задач УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ. Соответственно, управляющая система прямо или косвенно объект и направляет куда ей надо.

ОБЪЕКТ - тот, кто находится под управлением. В контексте данной темы это может быть человек, группа людей, небольшая или многочисленная, возможно даже сопоставимая со всем человечеством.

УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА - тот, кто управляет - человек, группа людей, автоматическая система, созданная людьми или автономная.

Пример автономной, то есть существующей сама по себе, автоматической управляющей системы - закон гравитации - он управляет движением тела, имеющего массу вблизи другого массивного тела в общем-то без всякой видимой цели, просто потому что так есть. На таких управляющих системах мы останавливаться не будем. Нас интересуют управляющие системы, способные ставить, выбирать и формулировать свои цели и задачи.

ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Тут можно, конечно, привести весьма богатую и разнообразную классификацию, хорошо расширяющую кругозор, но с практической точки зрения, на наш взгляд, в целом бесполезную. Но некоторая классификация таки нам понадобится.

Управление может быть явным и скрытым, в зависимости от того, знает или нет объект управления, что им управляют.

ЯВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - объект знает, что находится под управлением, и по тем или иным причинам с этим согласен. Причины могут быть разные, но в основном сводятся к ожиданию вознаграждения, страху последствий выхода из под управления, целесообразности (когда цели управляющей системы совпадают с целями объекта) или любой их комбинации.

На первый взгляд может показаться, что есть еще вариант, когда объект знает об управлении, категорически с ним не согласен, но ничего не может сделать. Однако, если копнуть глубже, станет понятно, что объект таки согласен с управлением. Да, оно ему не нравится, но предполагаемые варианты выхода из под управления нравятся еще меньше, поэтому объект предпочитает таки с управлением согласиться.

Примеры явного управления - руководство предприятием, законодательство, поручение, данное родителем ребенку, и т.д.

СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ - это гораздо интереснее. При скрытом управлении объект не знает, что находится под управлением, он искренне полагает, что действует по собственной инициативе и реализует собственные цели и задачи. Именно этот вид управления мы и будем по большей части рассматривать. Примерами тут являются всякого рода манипуляции и внушение. Скрытое управление интересно еще и тем, что, при наличии развитой фантазии и понимании психологии, его можно осуществлять в условиях недостатка ресурсов для обеспечения согласия объекта на то, чтобы им управляли, или когда добиться согласия объекта в целом проблематично.

В зависимости от того, осуществляется управление непосредственно, или объект управления заранее не определен, можно разделить управление на структурное и бесструктурное.

СТРУКТУРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - осуществляется в рамках заранее определенной структуры управляющая система-конкретный объект управления. Например, руководитель управляет коллективом (явное структурное управление), жена манипулирует мужем (скрытое структурное управление). Структурное управление всегда направлено на конкретный объект.

БЕССТРУКТУРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - не имеет конкретного объекта. Оно осуществляется за счет изменения свойств среды вокруг потенциальных объектов управления и имеет статистический характер.

Чем больше объектов попало под воздействие среды и чем точнее был спрогнозирован результат воздействия - тем эффективнее бесструктурное управление. Разумеется, эффективное бесструктурное управление всегда скрытое. Если бесструктурное управление становится явным - оно перестает быть эффективным, ибо у объекта появляется возможность осознанного выбора - повестись или нет.

Ознакомиться хотя бы с основами теории управления, на наш взгляд, целесообразно каждому, независимо от желания или необходимости кем-то управлять. В случае, если хочется или приходится управлять - это сделает управление более эффективным, а если задачи управлять не стоит - поможет самому не стать объектом скрытого структурного или бесструктурного управления. Ибо если мы таковым объектом являемся, то совершенно не факт, что цели и задачи, которые мы перед собой ставим - это наши цели и задачи, хотя, в общем случае, с нашими они могут совпадать. Вот на этом аспекте мы и остановимся в первую очередь.

КАК НЕ СТАТЬ ОБЪЕКТОМ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ

Основными мотивами человеческих действий являются удовлетворение потребностей (не только базовых, но именно базовых - в первую очередь) и страх. Вообще, если внимательно разобрать многие из человеческих потребностей, станет ясно, что они основаны на страхах в том числе. да и любой страх, в свою очередь, можно определить как потребность в безопасности. В данной работе потребности мы рассматриваем обобщенно, все, в том числе и основанные на страхах.

Именно на этом мотиве и строится по большей части скрытое управление. Человеку внушается мысль о том, что определенный алгоритм действий приведет к удовлетворению его потребностей, однако, делается это не напрямую, а таким образом, чтобы человек считал эту мысль своей. В этой схеме есть два базовых элемента, с которыми может работать скрытое управление - сами потребности и пути достижения их удовлетворения. Эти элементы используются как комплексно, так и по отдельности.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ - один из методов скрытого управления. Заключается он в том, чтобы подобрать такие потребности, удовлетворение которых потенциальным управляемым объектом, или даже просто стремление к их удовлетворению приводило бы к достижению целей управляющей системы. Самый простой пример - если мы хотим продать гвоздь, и нам не удается найти того, кому наш гвоздь действительно нужен, мы можем убедить потенциального покупателя (управляемый объект) в том, что гвоздь ему критически необходим, причем именно вот этот, наш гвоздь, а не какой-нибудь другой.

Поэтому первый навык, позволяющий не стать объектом скрытого управления - УМЕНИЕ ОТЛИЧАТЬ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ от СФОРМИРОВАННЫХ ИЗВНЕ. Этот навык можно наработать, почаще задавая себе цепочку вопросов: Это мне точно нужно? А зачем оно именно мне? Почему именно это? Может быть, есть более рациональные варианты? Это действительно для меня важно? А почему? И так далее. Если в результате мы получаем четкие конкретные ответы - вероятно, потребность наша, собственная. Если же ответы многоступенчаты, размыты, обобщенные и никак не конкретизируются применительно к нам (потому что это хорошо, это правильно, так принято, и т.д.) - с очень большой вероятностью потребность является навязанной, то есть сформированной извне, для достижения чьих-то, не наших целей, которые, вообще говоря, нам могут быть совершенно не очевидны.

Конечно, иногда случается так, что навязанность потребностей выявляется как бы сама собой, в формате внезапного озарения - мы внезапно понимаем, что то, к чему мы, вроде бы стремились изо всех сил, нам ни разу не уперлось и вообще, по большому счету, не интересно. Если такое происходит - это большая удача, однако случается оно редко. В большинстве случаев мы свято уверены, что наши потребности, цели и задачи именно наши, родные, любимые, а если они совпадают с чьими-то еще - ну что же, бывает. Поэтому регулярный анализ своих желаний, стремлений, целей лишним не будет.

ФОРМИРОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ - еще один метод скрытого управления.

Очень часто для осуществления скрытого управления нет нужды формировать дополнительные потребности, можно воспользоваться естественными, сформировав стереотип, что определенный алгоритм действий непременно приведет к удовлетворению тех или иных потребностей. Причем, при составлении такого алгоритма первостепенное значение имеет то, что его выполнение объектом управления приведет к достижению целей управляющей системы, а будут ли при этом на самом деле удовлетворены потребности объекта управления - не важно, главное - его вера в то, что удовлетворены они будут.

Поэтому второй навык, позволяющий не стать объектом скрытого управления - УМЕНИЕ ВЫЯВЛЯТЬ СТЕРЕОТИПЫ. Этот навык нарабатывается, если мы, перед тем как начать какое-то действие, будем задаваться вопросами - Почему я думаю, что это действие приведет к этому результату? Это вполне логично? Есть примеры, подтверждающие, что это так? Мой личный опыт? Опыт других людей? Я лично хорошо знаю того, у кого был такой опыт, чтоб быть уверенным, что он не врет? А есть ли у него личная заинтересованность в том, чтоб я последовал его примеру? Отвечая на эти вопросы, можно определить, является ли предполагаемый алгоритм действий действительно приводящим к удовлетворению моей потребности, или это сформированный стереотип.

На стереотип укажут нарушения логики, отсутствие личного похожего опыта, или его наличие, но с другим результатом, личная заинтересованность в наших действиях человека, опыт которого использован для примера. И даже если явных признаков стереотипа мы не обнаружили - полезно рассмотреть другие пути и для себя аргументировать, чем они хуже. Причем аргументы тоже стоит проанализировать на предмет того, не являются ли они стереотипами.

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ

Формирование и стереотипов, и потребностей в большинстве случаев осуществляется путем привнесения соответствующей информации. Это может быть ложная или искаженная информация, или, как вариант, намеренно искаженная интерпретация правдивой информации.

Поэтому третьим полезным навыком является АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ и ЕЕ ИСТОЧНИКА. Самым надежным, разумеется, является непосредственная проверка информации, однако, это не всегда возможно и часто нецелесообразно. В этом случае стоит обратить внимание на источник. Неопределенность или ненадежность первоисточника - признаки того, что информация может быть недостоверна.

Конечно, даже регулярно врущий или ошибающийся источник может, в виде исключения, сказать правду, но вероятность этого тем меньше, чем больше он врал или ошибался в прошлом, и тем меньше оснований такому источнику доверять - это вроде бы очевидно, но вдруг нет. Столь же мало оснований доверять источнику новому, о надежности которого нам ничего не известно.

К неопределенным источникам относятся слухи, сарафанное радио, информация, начинающаяся со слов "говорят что...", "многие пишут...", "английские ученые доказали..." - без какой либо конкретики - кто говорит, кто пишет, на основании чего. Дополнительно стоит насторожиться, если информация из такого источника вызывает интерес, эмоциональна и основана на том, что мы и так знаем - именно за счет интереса и эмоциональной окраски информация быстро и эффективно распространяется, а тот момент, что она кажется нам смутно знакомой, поскольку основана на имеющихся у нас знаниях или опыте, позволяет ей эффективнее закрепиться в виде стереотипа. Поэтому именно этими качествами должна обладать информация, используемая для скрытого управления.

Таким образом, для того, чтобы уменьшить вероятность стать объектом скрытого управления любого масштаба, от индивидуального до глобального, необходимо обладать тремя базовыми навыками:

1. ОТЛИЧАТЬ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ от СФОРМИРОВАННЫХ ИЗВНЕ;

2. УМЕНИЕ ВЫЯВЛЯТЬ СТЕРЕОТИПЫ;

3. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ и ЕЕ ИСТОЧНИКОВ.

Ну и, разумеется, крайне полезно знать как можно больше о методах скрытого управления и сферах его применения - это позволяет его замечать и делать явным, по крайней мере для нас. Что, в свою очередь, дает нам возможность принять осознанное решение, согласиться или нет с ролью объекта управления в каждом конкретном случае.

Подробнее о методах прежде всего скрытого, а в дальнейшем, возможно, и явного (мало ли, вдруг пригодится) управления и сферах его применения, которые на удивление разнообразны, мы поговорим в следующих работах из этой рубрики.