Найти тему

"КОНДУКТОР НЕ СПЕШИТ, КОНДУКТОР ПОНИМАЕТ" О ЧЁМ ЛЮБИМАЯ ПЕСНЯ.

Уважаемые читатели! Если вас интересуют мои статьи, прошу подписываться на канал. Если число подписчиков не увеличится, я буду вынужден прекратить работу на канале, как совершенно бесполезную для меня.

Все мы ( и не только железнодорожники) любим и помним песню "Сиреневый туман" в исполнении Владимира Маркина. Песня ведь железнодорожная, да ещё про расставание, помните первый куплет?
"Сиреневый туман над нами проплывает,
Над тамбуром горит полночная звезда.
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
что с девушкою я прощаюсь навсегда".
Вот только странно, при чём здесь кондуктор, это ж не трамвай, а поезд, чтоб кондуктор его придержать мог!
А вот оказывается, песня эта-документ времени! Ведь написана она в 1936 году, и всё в ней описано как было в то время! Это сейчас в штатном расписании бригады пассажирского поезда только три специальности: начальник поезда, поездной электромеханик и проводники. А тогда было совсем по другому, почти так, как в царское время! В штате бригады пассажирского поезда были ещё ПВМ (поездной вагонный мастер, занимавшийся в основном буксами скольжения и мелким ремонтом), и кондуктора! Правда, билеты они не продавали, а занимались своим делом. Старший кондуктор имел тарифную ставку немного больше, чем у проводника, но и делал за это дополнительную работу. Находился он всегда в хвостовом вагоне, и кроме обязанностей проводника следил за тремя хвостовыми красными керосиновыми фонарями поезда.

Старший кондуктор с рабочим комплектом фонарей. Фото с плаката по Технике безопасности из коллекции Волкова С.П.
Старший кондуктор с рабочим комплектом фонарей. Фото с плаката по Технике безопасности из коллекции Волкова С.П.

Контролировал, чтобы в них был запас керосина, и чтобы они всегда горели. Вы удивитесь, наверное, что за каменный век, какой-то керосин...А ведь ещё в конце 50х годов не все пассажирские вагоны имели электрическое оборудование! Было много вагонов (особенно в пригородных поездах на паровой тяге) в которых в тёмное время проводники зажигали свечки в коридорах, а на хвосте нужно было зажигать керосиновые фонари! А в случае остановки поезда из-за неисправности паровоза старший кондуктор должен был отойдя от поезда на определённое инструкцией расстояние, разложить по рельсам петарды и с горящим фонарём встречать паровоз, посланный для помощи с хвоста поезда. Но в песне поётся не о старшем кондукторе! А о другом, о главном кондукторе! Место его было в первом вагоне, и вот без его разрешения машинист не мог отправиться ни с одной станции. Главный следил за посадкой в поезд пассажиров и за временем отправления поезда по своим служебным карманным часам. У него было своё служебное расписание, как и у машиниста, в котором были обозначены все остановки поезда, даже самые короткие, на полминуты и технические. И вот, убедившись, что пассажиры сели, время вышло, главный кондуктор брал в рот специальный свисток, висевший на кителе на цепочке и - свистел машинисту.

Главный кондуктор. Фото с обложки журнала "Огонёк".
Главный кондуктор. Фото с обложки журнала "Огонёк".

И только по этому сигналу и мог отправиться поезд. Вот об этом кондукторе и песня! Таким двойным контролем и достигалась особая точность выполнения расписания.
Машинистам и помощникам будет интересно узнать ещё об одной обязанности главного кондуктора, появившейся, когда паровозы и прочие локомотивы начали оборудовать локомотивной сигнализацией. Электропневматический клапан (ЭПК-150), которому уже более полвека, тогда имел не зафиксированный в корпусе ключ, а свободно вставляющийся-вынимающийся при включении - выключении.
Принимая локомотив в депо, среди прочего, машинист получал от дежурного по депо и ключ ЭПК. После прицепки к поезду и опробования автотормозов, машинист включал ЭПК и передавал ключ главному кондуктору своего поезда. При новых видах тяги, тепловозах-электровозах, и смене локомотивной бригады на путях, главный кондуктор передавал ключ новому машинисту для проверки работы ЭПК, после чего забирал его снова. После отцепки локомотива от поезда главный кондуктор возвращал ключ машинисту.
Делалось это для того, чтобы машинист не мог выключить во время движения поезда АЛСН, и не мог прервать начавшееся срабатывание ЭПК. Этим и объясняется очень сложная конструкция ключа ЭПК, и соответственно замка ЭПК, имевшего четыре стержня разной высоты! Всё для того, чтобы машинист не мог выключить или включить ЭПК пользуясь отвёртками или воротками. При срабатывании ЭПК и экстренной остановке поезда Главный кондуктор подходил к машинисту, на случай, если понадобится ключ. Спустя несколько лет этот порядок отменили, и ключ ЭПК оставался на локомотиве. Увидеть Главного кондуктора при исполнении обязанностей вы можете в некоторых художественных фильмах довоенных и послевоенных лет.
(c) Волков С П

#Старший кондуктор#главный кондуктор#Сиреневый туман#керосиновые фонари#ЭПК-150#