Это век обмана и полуправды.
Мы все знаем о звездочках, сносках и мелком шрифте. Если мы их замечаем, значит, мы их уже читали. Но - как всегда - они опережают нас на шаг или два. В наше время о важных вещах просто не говорят, потому что они могут повлиять на то, как человек принимает решение.
Год назад мне нужно было перевести крупную сумму денег с одного счета Сбербанка на другой. С меня будет взиматься комиссия за перевод в размере 3%. Неплохо, да? И между счетами в одном и том же банке. Поэтому я подписался на них, чтобы сэкономить на комиссии за перевод денег. Прошел год, и я, конечно, забыл об этом. И они только что сняли с меня деньги за еще один год подписки. Без какого-либо текстового уведомления.
- И мы не отправляем уведомлений", - сказал очень вежливый оператор. Вам нужно было зайти в настройки личного счета, найти опцию автоматического списания средств и отключить ее.
- Как это возможно? Значит, я должен автоматически отключать все, что мне не нужно? В противном случае с меня будет взиматься плата? Почему бы не отправить текстовое сообщение? Вы отправляете его до списания средств с вашего кредита, чтобы на вашем счету была точная сумма.
- К сожалению, после списания денег их нельзя вернуть.
Это вполне объяснимо. Их не списывают, чтобы вернуть обратно.
Так же обстоит дело и со всем остальным. Обман и ложь стали нормой. Время от времени появляются сообщения о сотруднике банка или следователе, который кого-то обманул.
Более того, никто не сочувствует жертвам таких афер: "Это ваша вина, вы не могли быть такими доверчивыми". Но когда-то в школе нас учили доверять людям. Возможно, это был просчет. Миллионы доверчивых людей получили ваучеры, а тем временем мошенники грабили страну.
Впоследствии некоторые из них взяли под контроль то, что осталось. Неудивительно, что мошенничество и обман особо не преследуются, более того, они почти поощряются.
Однажды я ехал в такси, и водитель пожаловался, что едет в дилерский центр - он хочет купить машину в кредит. Ему не одобрили автокредит, но потом он узнал, что ему одобрили микрозайм. Сотрудник, который забрал информацию у него и других, уволился, потому что он собирал деньги с базы данных записей клиентов. А полицейские просто махнули рукой: идите в суд и доказывайте, что вы не сами это сделали.
Когда я перевыпускал свою карту в отделении Сбербанка, служащий очень настаивал на том, чтобы я купил страховку от мошенничества.
- Теперь деньги могут быть сняты онлайн без вашего ведома, без необходимости входа в личный кабинет.
- Как это? Знают ли они код?
- Вы не обязаны. Главное - иметь данные. И тогда очень трудно что-либо доказать. Но если вы все же приобретете полис, мы немедленно вернем вам все, что было снято.
Я думал, что купить полис - это все равно что пригласить их собирать с меня деньги без моего ведома. Зачем мне это делать? Я все выплачу. Как говорится, "нет худа без добра". Впервые за многие годы я захотел сменить банк. Потому что "узаконенного" Сбербанком способа отъема денег у граждан в виде высоких процентных ставок по кредитам уже недостаточно.
Мошенники так часто выдают себя за сотрудников этого "зеленого" учреждения, что сам банк, похоже, решил работать по формуле "Если не можешь обуздать, возьми инициативу на себя".