Найти в Дзене
Боевая техника мира.

Колёсные танки 20-30-х.

В первую очередь немного о терминологии и определении - кто есть что, зачем и почему.
Почему один броневик я считаю танком, а другой - нет.
Грань между ними очень тонкая и расплывчатая. Так до первого появления танков на линии фронта на Сомме, ВСЕ боевые машины с броней и пушками\пулемётами, независимо от типа шасси, были боевыми машинами.
И всё.
А в 20-30 е годы, появилось такое огромное количество разных типов техники, что просто - вах!!
Как вам "гусеничный бронеавтомобиль"?
А рядом с ним, такая-же по броне и вооружению - "колёсная танкетка"?
Или "лёгкий бронеавтомобиль" с броней в 35мм, и его современник - "средний танк" несущий броню в 15-20мм?
А машина, несущая одновременно гусеницы и колеса? И в одних справочниках называемая бронеавтомобилем, а в других - танком?
Поэтому в определении - кто есть кто, я буду опираться на личные предпочтения и область применения бронемашины.
Так броневик с двумя пулемётами Гочкис или Льюис, будет лёгким рейдовым разведчиком.
А близкий по вооружению

В первую очередь немного о терминологии и определении - кто есть что, зачем и почему.
Почему один броневик я считаю танком, а другой - нет.
Грань между ними очень тонкая и расплывчатая. Так до первого появления танков на линии фронта на Сомме, ВСЕ боевые машины с броней и пушками\пулемётами, независимо от типа шасси, были боевыми машинами.
И всё.
А в 20-30 е годы, появилось такое огромное количество разных типов техники, что просто - вах!!
Как вам "гусеничный бронеавтомобиль"?
А рядом с ним, такая-же по броне и вооружению - "колёсная танкетка"?
Или "лёгкий бронеавтомобиль" с броней в 35мм, и его современник - "средний танк" несущий броню в 15-20мм?
А машина, несущая одновременно гусеницы и колеса? И в одних справочниках называемая бронеавтомобилем, а в других - танком?
Поэтому в определении - кто есть кто, я буду опираться на личные предпочтения и область применения бронемашины.
Так броневик с двумя пулемётами Гочкис или Льюис, будет лёгким рейдовым разведчиком.
А близкий по вооружению и броне, но с тяжёлыми "Виккерс-Максим" с водяным охлаждением, уже средний броневик близкий к танку. А всё потому что два "Максима" могут создать плотность огня, равную полевому ДОТу.
В то время, как Льюис/Гочкис, выдерживает только огонь короткими очередями, да ещё вынуждены прерываться на частую перезарядку.

SimmsWarCar проектное изображение боевой машины Симмса.
SimmsWarCar проектное изображение боевой машины Симмса.


Как у меня вполне обычно - немного залезу в предшествующую историю.
Я собираюсь вынести за рамки, монструозные проекты боевой техники, представляющие собой гигантские колесные шасси, с пушечными и пулемётными батареями. В том числе российский "Нетопырь" Лебеденко.
И начинаю с - буквально - сухопутного корабля-броненосца. Но хотя-бы разумных размеров и веса. С "военной машины" Симмса, задуманной по опыту Англо-Бурской, в 1900м году.

-2

8.5 метровая машина, массой около 5 тонн, базировалась на доработанном шасси гигантского - по тем временам - 3х тонного грузовика.
Так как масса брони несмотря на отказ от "излишеств", башни заменили на открытые установки пулемётов и пушку "пом-пом", всё равно превысила все разумные пределы в шасси пришлось ввести спиральные пружины, помогающие рессорам не выгибаться в обратную сторону под нагрузкой.
2х цилиндровый 16 сильный мотор, разгонял сооружение до 14.5 км\ч.
На месте башни в кузове, появился 37мм "Пом-Пом" на тумбе.
Водитель сидел практически посередине. Ниже верхнего края "банки" бронекорпуса, сделанного в виде корпуса корабля, и должен был следить за дорогой через простейший перископ.
6мм брони, хорошо защищало от тогдашних винтовочных пуль. Но колесное шасси, на узких грузолентах, позволяло передвигаться только по дорогам.
Теоретически, машина могла поддерживать огнём наступающую на холмы с засевшими бурами, британскую пехоту. А практически, даже раскисшая на утренней росе грунтовая дорога, становилась непреодолимым препятствием.
Тем не менее, представленной публике в 1902м в выставочном "Хрустальном дворце" в Лондоне, сухопутный корабль вызвал небольшую сенсацию. А так-же дал направление работ для других создателей броневиков.

Одной из первых, уже в 1902-03 годах, лёгкий броневик представила французская фирма "Шарон Жирардо".
Нет конечно, это не "танк". Но машина предшествующая его появлению.
Концептуальная модель "Шаррон", не давала полной защиты экипажу. Но при этом, легковое шасси, нагруженное пулемётом и "бронестаканом", сохранило подвижность и проходимость на местности.
Начавшаяся Русско-Японская, с масштабным применением пулемётов, в условиях сильно пересечённой местности, дала новый опыт, для дальнейших разработок.

1 мировая. Броневик Шаррон, сохранившийся с 1909 года. Колёса на пулестойких грузолентах.
1 мировая. Броневик Шаррон, сохранившийся с 1909 года. Колёса на пулестойких грузолентах.

Есть версия, что в создании нового, полностью бронированного автомобиля, поучаствовал российский есаул князь Накашидзе, якобы участвовавший в боях в Манчжурии.
Может быть.
Но французы и сам были с усами. Фото в подтверждение.
(шутка)!
Тем более что у них уже мелькал перед глазами другой европейский "колёсный танк". Но о нём ниже.
А пока, в 1905 году, Фирма Шаррон строит полностью закрытый 4.5мм броней автомобиль. Машина вооружённая новеньким пулемётом Гочкис, могла выполнять роль лёгкого танка, особенно в русско-японской. Когда японская армия вторжения обрушилась на пограничные полки российской армии в Манчжурии.
Машина, массой около 3 тонн. С мотором в 40 л.с, развивала по шоссе скорость до 50 км\ч. Испытанный в Россие бронеавтомобиль, показал неплохие результаты по подвижности на местности. Впрочем сразу проявился стандартный недостаток подобных конструкций - слабость легкового шасси, нагруженного бронекорпусом и вооружением. Этот недостаток преследовал все броневики на шасси гражданских машин, вплоть до окончания 2й мировой, когда наконец стали делать специализированные шасси.
Неплохую пулестойкость показал и бронекорпус. Который пробивался пулями российской винтовки с расстояния более 250 шагов. Да и то, лишь под удачным углом. Впрочем обязательно нужно помнить - испытания стрельбой проводились тогдашними патронами со свинцовыми пулями. Остроконечные оболочечные, для которых броня в 4-5-6мм была проницаема, появились только в середине 1й мировой.
Фирма вдохновлённая положительным отзывом с испытаний, изготовила целую партию броневиков. Видимо Накашидзе, будучи дистрибьютором в России, убедил фирму что втюхает всю партию российскому военному ведомству.
Но... Не фортануло. Князь случайно погиб в большевистском теракте, целью которого был царский министр. В приёмной которого ожидал аудиенции наш князь-есаул.
Изготовленные бронемашины, были задержаны на российско-Германской границе. После чего две машины были сфотографированы на маневрах кайзеровской армии. Причем существенно переоборудованные. Дальнейшая судьба этих двух машин неизвестна.
Вернувшиеся во Францию, надолго встали колом на фирме-изготовителе. С началом 1й мировой, сохранившиеся машины были выкуплены армией Франции. По крайней мере один броневик фигурирует на фото августа 1914 год.

-4

Австрийские конструкторы тоже не отставали от французов. А по степени извращённости конструкции ещё и опережали. но маленькая Альпийско- Силезская горная империя, была слишком замкнута сама на себя. И поэтому брызги от фонтана внутренних идей не слишком часто вырывались из под крышки.
Тем не менее, то что иногда вырывалось, частенько производило фурор. Так случилось что и полноприводный бронеавтомобиль фирмы Австро-Даймлер, спроектированный Паулем Даймлером, стал первым в мире полноприводным бронеавтомобилем. При этом броня закрывала ВЕСЬ автомобиль вместе с экипажем и пулемётной установкой. Фактически Пауль Даймлер создал передвижной вариант бронекаретки Шумана, только максимально облегченный и вооружённый пулемётами.
Однако несмотря на тонкую броню - 4 мм и меньше - машина получилась слишком тяжёлой, 3 тонны. И двигатель в 35 л.с., вынужденный проворачивать сложнейшую трансмиссию откровенно не справлялся. Скорость по шоссе не более 45 км\ч. Был построен второй вариант машины, в котором срезали половинку башни и убрали крышу над мехводом. Но военные уже потеряли интерес. В Германии и Франции начали строить легко-бронированные автопушки, главное назначение которых было охотиться на воздушные цели, дирижабли и привязные аэростаты наблюдения. А поддержка пехоты и отражение штурма - были второстепенными необязательными задачами.
Предполагалось что наэкспериментировавшись вволю на единичных машинах, и набравшись опыта, с началом боевых действий этот опыт будет масштабирован на масштабные серии бронемашин, которые будут массой непробиваемой брони душить врага.
В общем гладко было на бумаге....
Но об этом в следующей части.