Восьмидесятые начались с трагедий. В День космонавтики не стало Аркадия Северного, а летом, в разгар Олимпиады, ушел и Владимир Семенович Высоцкий, но их вечные мотивы с того самого дня всегда звучат и угадываются в нашем жанре, который позже назовут «русский шансон».
Это «Таганка» и «Бутылка вина», «Гоп-Стоп» и похождения Сэмена, веселые мелодии «Воркутинцев-Магаданцев-Одесситов», «Гусарская рулетка», «Я вышел родом из еврейского квартала», «Поручик Голицын», «Ой лёли-лёли», «Старое кафе» и множества других песен.
С бобин звучал голос Звездинского, Токарева, Розенбаума, братьев Жемчужных, и других исполнителей того времени. Началась новая эпоха подпольной песни. Да и наплыв эмигрантов с Брайтона, подоспел вовремя, дыхнув свободой, а советскому народу этой "свободы" не хватало, и они получали её, слушая, записанные в полуподвальных студиях и переписанные друг у друга, катушки и кассеты.
Песни Любы Успенской, Миши Шуфутинского, Михаила Гулько гремели не только в ресторанах Брайтон Бич, но и кабаках СССР. Белогвардейская тематика, перепевки советских хитов, одесских песен и разудалых цыганских мелодий сделали своё дело и создали жанр "эмигрантов" который плотно занял нишу в музыкальном мире.
Пластинки Вилли Токарева «В шумном балагане» и «Над Гудзоном» разлетались за минуты в магазинах звукозаписи «Мелодия». Сделав карьеру от "нью-йоркского" таксиста до "легенды шансона» он первый стал приезжать на гастроли в СССР, видя популярность здесь. А в Ленинграде, сын Вилли, Антон, начинает сотрудничество с группой «Ласковый Май», и даже записывает два сольных альбома. Песни «Родитель мой» и «Я обожаю оперу» распространяются по сборникам и становятся популярными наравне с песнями отца.
Первые кассеты Михаила Шуфутинского появились неожиданно и вот уже 40 лет не сходят с плейлистов наших домашних хит-парадов. «Побег» - состоял из песен народного репертуара, Вячеслава Добрынина, Антонова и даже Высоцкого. Суперхит всех времен и народов «Таганка» звучал изо окон советских квартир наравне с тем же самым Антоновым.
«Атаман», «Гулливер», «Амнистия», «Атаман 3», – содержал в песни Розенбаума, Звездинского, Новикова и Боярского, с хитом того времени - Сингарелла одержал (на музыку югослава Митича с текстом Рувима Рублёва). «Белый Аист» и «Нет проблем» уже отличаются от первых альбомов Миши. К хитам Розенбаума присоединились песни таких авторов как Юрий Кукин и шестидесятник Булат Окуджава, Никита Джигурда и Андрей Никольский.
Украшают эти альбомы хиты – «Крещатик» (песня Розенбаума с "Голливудским" куплетом, дописанный самим Шуфутинским и Татьяной Лебединской), «Нет проблем» (исполненной Николаем Караченцовым в сатирической комедии Владимира Аленикова "Нужные люди" 1986 года) и «Налетчик Беня» (которую в 1988 году в фильме «Красная Жара» со Шварценеггером круто обыграли в сценке с лабухом в русском ресторане, намекая тем самым и на самого "Атамана").
В голливудском кино Михаил Захарович тоже засветился. В фильме «Москва на Гудзоне» 1984 года, артист сыграл самого себя, выступающего на сцене в ресторане «Националь» вместе с другими музыкантами.
Про Кучина, Коржукова, рестораны Москвы и блатняк
О юбилее ШУФУТИНСКОГО