Найти тему

Виды Потребительских Кооперативов или что следует указать в наименовании организации.

Кооператив
Кооператив

1 . Введение

«Кооператив — это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов.»

Достоинство этой формулировки заключается в точности описания сущности кооператива.

Предприятия попадающие под это определение являются кооперативами. Предприятия которые не соответствуют данному определению, кооперативом не является, даже если юридическое лицо зарегистрировано в форме кооператива (история и практика знают примеры лжекооперативов и квазикооперативов). 

Во разных странах кооперативы работают по общим принципам Международного Кооперативного Альянса:  

  • Добровольное и открытое членство
  • Демократический контроль со стороны членов
  • Участие членов в экономической деятельности
  • Автономия и независимость
  • Образование, профессиональная подготовка и информация
  • Сотрудничество кооперативов
  • Забота об обществе

Конституция, закон и устав.

Деятельность кооператива вписана в общее правовое поле. Есть конституция, есть законы и есть устав который определяет взаимоотношения членов внутри кооператива.

Конституция кратко фиксирует основные понятия. Это статический документ рассчитанный на широкий круг взаимоотношений. Законы представляют более пластичные и изменчивые конструкции.

Устав это конституционная хартия, его можно сравнить с конституцией внутри предприятия, а дополнительные положения можно сравнить с законами.

Утвержденный налоговым органом устав имеет силу федерального закона.

Специальные законы регулирующие деятельность кооперативов обязывают указывать в уставе наименование, место нахождения, предмет и цели деятельности кооператива.

Таким образом в самом названии кооператива определяется и цель и формат взаимодействия и тип обобществления труда и собственности.

Это помогает сформировать представление о деятельности кооператива и отрегулировать отношения и положения внутри.

Наименование устав и положения созвучны, они расширяют и определяют права и обязанности.

Кооперативное и корпоративное право.

В одну норму права могут включаться множество законов из разных кодексов.

Все законы о кооперативах, а также их история и международная практика формируют «кооперативное право».

Кооперативы являются корпоративными предприятиями, регулируют свои отношения опираясь на «корпоративное право».

Ключевыми понятиями корпоративного права являются «членство» и «участие».

Типы и формы кооперативов.

Кооперативы бывают двух типов:

 Кооперативы с обязательным трудовым участием - Производственные Кооперативы (ПрК). Относится к коммерческим корпоративным организациям.

 Кооперативы с обязательным имущественным участием - Потребительские Кооперативы (ПК). Относится к некоммерческим корпоративным организациям.

Это не означает, что в этих двух типах не допускается иное участие членов, это лишь подчеркивает основной характер и специфику конкретного кооператива.

По степени обобществления труда и собственности, а также местности в которых ведётся деятельность, кооперативы образуют множество различных форм: колхозы, коопхозы, рыболовецкие артели, гаражные, кредитные, жилищные, сбытовые, кооперативы старателей, промысловые, студенческие, снабженческие, многоцелевые и т.д.

2. Проблемы и дефициты  

Деловая практика и ее отсутствие.

Деловая практика всегда опережает законодательство.

Деловая практика берётся во внимание во время судебных тяжб т.к. законы фиксируют и регулируют уже сложившиеся отношения. 

Несмотря на то, что объем ПрК занимает малую долю в кооперативном секторе экономики, общая деловая практика коммерческих корпораций получила большее распространение. 

Налоги, реализация/отчуждение, доходы/дивиденды жестко регулируются и контролируются государством.

Модель управления, формы производственных кооперативов хорошо описаны в законах, комментариях и учебных пособиях.

Чего совсем не скажешь о потребительской кооперации которая не получила широкого распространения в России. Причин этому может быть множество, выделяем лишь некоторые из них: 

  • ВУЗы не выпускают специалистов некоммерческой экономики.
  • Центросоюз - создатель и хранитель закона о Потребительской Кооперации 3085-1 ГК РФ являющийся законотворческой организацией имеет форму союза-ассоциации, а не потребительского кооператива. Союз это другая форма НКО которая регулируется и контролируется МИНЮСТом и не имеет отношения к деятельности потребительских кооперативов.
  • Недостаточная информированность населения о кооперативных идеях.

3 Потребительская кооперация

Собственность, предпринимательская деятельность и прибыль кооператива.

Кооперативная собственность это краеугольная тема и предмет многих исследований. В России кооператив имеет форму частной собственности и это гарант ее неприкосновенности по аналогии с семейной собственностью.

Кооперативная собственность формируется за счет очищенных от налогов, взносов своих членов.

Кооперативное предпринимательство основано на кооперативной собственности. Представляет собой структуру делимых и неделимых фондов.

Кооперативная прибыль не имеет капиталистической природы, а имеет природу сбережений членов кооператива.

Кооперативная торговля.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами (преамбула закона 3085-1 ГК РФ).

В положениях закона зафиксирован характер участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива - приобретение товаров в потребительском кооперативе, пользование услугами потребительского кооператива, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому кооперативу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

Кооперативная торговля - основной вид деятельности потребительской кооперации осуществляемый на взносы своих членов.

Кооперативная торговля отличается от коммерческой тем, что в ее результате не происходит смены собственника.

Виды потребительских кооперативов.

Профессор М.И.Туган-Барановский выделял два вида потребительских кооперативов:

1) Рочдейлский кооператив - классическая модель потребительской кооперации разработанная английскими ткачами и получившая широкое распространение по всему миру.

2) Иные кооперативы. Имеется ввиду кооперативы чиновников, являющиеся по форме кооперативами, а по сути акционерными обществами.

С тех пор когда он написал экономическую теорию кооперации, прошло больше ста лет.

Кооперативы изменялись вместе с рынком и появлением новых технологий. Они удовлетворяли все новые потребности граждан, выступая гармонизирующим звеном между государством, интересами частного бизнеса и правами человека.

Интернет, цифровизация, технологии блокчейн, финансовые технологии и пр., изменяют потребительское поведение, а вместе с тем и формы предпринимательской деятельности.

Устоявшихся форматы кооперативной торговли:

  • Рочдейлский кооператив. Кооперативный магазин распределяющий часть прибыли между пайщиками по объему закупок.
  • Студенческий кооператив. Студенческая кооперация широко распространилась в мире, в европейских странах большинство стартапов образовываются в форме кооперативов.
  • В России практика студенческой кооперации берет истоки с царских времен. Студенты в виду своей занятости обучением не трудоустраиваются, но могут открыть студенческий кооператив с целью удовлетворения своих нужд и потребностей. Как правило студенты закупают в складчину учебные пособия, формируют библиотеки, открывают столовые, организовывают торговлю товарами народного потребления. Закон позволяет вступать в кооператив гражданам достигшим 16 лет, добровольное членство не обвязывают их трудоустраиваться. Таким образом студенты совмещают учебу и получат корпоративные навыки, повышают свою потребительскую способность и организовывают свой досуг.
  • В постсоветское время известны случаи организация потребительских кооперативов при ВУЗах.
  • Учреждают кооператив минимум 15 человек. Среди заявителей студенты и преподаватели ВУЗов.
  • Снабженческий кооператив - кооператив осуществляющий совместные закупки. Выступает распределительной организацией и не делит прибыль между участников.
  • Платформенный кооператив - выступает кооперативным агрегатором и предоставляет своим членам цифровое пространство. Такой кооператив не зарабатывает, но дает возможность заработать его членам принимающим участие в кооперативе. Агрегатор создается и управляется членами кооператива. В Европе широко распространена практика платформенной кооперации: кооперативные службы такси, доставки, кооперативные маркетплэйсы (чеиндж плэйсы).

Примеры Российских потребительских кооперативов:

  • Московский кооператив «Взгляд» ( insight.coop ) - платформенный кооператив.
  • Ивановский кооператив «Кооп37» ( coop37.ru ) - кооператив рочдейлского типа
  • Кооператив «Территория Технологий» г. Ростов на Дону ( kombinat.tech ) - кооперативный акселератор
  • Кооператив «Международное кооперативное содружество» г Москва ( cooperative.expert ) - студенческий кооператив.

4. Заключение

Обращение к кооператорам.

Изучайте и обобщайте международный опыт кооперации, подбирайте созвучные и актуальные форматы взаимодействия формируйте деловую практику потребительской кооперации.