1 . Введение
«Кооператив — это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов.»
Достоинство этой формулировки заключается в точности описания сущности кооператива.
Предприятия попадающие под это определение являются кооперативами. Предприятия которые не соответствуют данному определению, кооперативом не является, даже если юридическое лицо зарегистрировано в форме кооператива (история и практика знают примеры лжекооперативов и квазикооперативов).
Во разных странах кооперативы работают по общим принципам Международного Кооперативного Альянса:
- Добровольное и открытое членство
- Демократический контроль со стороны членов
- Участие членов в экономической деятельности
- Автономия и независимость
- Образование, профессиональная подготовка и информация
- Сотрудничество кооперативов
- Забота об обществе
Конституция, закон и устав.
Деятельность кооператива вписана в общее правовое поле. Есть конституция, есть законы и есть устав который определяет взаимоотношения членов внутри кооператива.
Конституция кратко фиксирует основные понятия. Это статический документ рассчитанный на широкий круг взаимоотношений. Законы представляют более пластичные и изменчивые конструкции.
Устав это конституционная хартия, его можно сравнить с конституцией внутри предприятия, а дополнительные положения можно сравнить с законами.
Утвержденный налоговым органом устав имеет силу федерального закона.
Специальные законы регулирующие деятельность кооперативов обязывают указывать в уставе наименование, место нахождения, предмет и цели деятельности кооператива.
Таким образом в самом названии кооператива определяется и цель и формат взаимодействия и тип обобществления труда и собственности.
Это помогает сформировать представление о деятельности кооператива и отрегулировать отношения и положения внутри.
Наименование устав и положения созвучны, они расширяют и определяют права и обязанности.
Кооперативное и корпоративное право.
В одну норму права могут включаться множество законов из разных кодексов.
Все законы о кооперативах, а также их история и международная практика формируют «кооперативное право».
Кооперативы являются корпоративными предприятиями, регулируют свои отношения опираясь на «корпоративное право».
Ключевыми понятиями корпоративного права являются «членство» и «участие».
Типы и формы кооперативов.
Кооперативы бывают двух типов:
Кооперативы с обязательным трудовым участием - Производственные Кооперативы (ПрК). Относится к коммерческим корпоративным организациям.
Кооперативы с обязательным имущественным участием - Потребительские Кооперативы (ПК). Относится к некоммерческим корпоративным организациям.
Это не означает, что в этих двух типах не допускается иное участие членов, это лишь подчеркивает основной характер и специфику конкретного кооператива.
По степени обобществления труда и собственности, а также местности в которых ведётся деятельность, кооперативы образуют множество различных форм: колхозы, коопхозы, рыболовецкие артели, гаражные, кредитные, жилищные, сбытовые, кооперативы старателей, промысловые, студенческие, снабженческие, многоцелевые и т.д.
2. Проблемы и дефициты
Деловая практика и ее отсутствие.
Деловая практика всегда опережает законодательство.
Деловая практика берётся во внимание во время судебных тяжб т.к. законы фиксируют и регулируют уже сложившиеся отношения.
Несмотря на то, что объем ПрК занимает малую долю в кооперативном секторе экономики, общая деловая практика коммерческих корпораций получила большее распространение.
Налоги, реализация/отчуждение, доходы/дивиденды жестко регулируются и контролируются государством.
Модель управления, формы производственных кооперативов хорошо описаны в законах, комментариях и учебных пособиях.
Чего совсем не скажешь о потребительской кооперации которая не получила широкого распространения в России. Причин этому может быть множество, выделяем лишь некоторые из них:
- ВУЗы не выпускают специалистов некоммерческой экономики.
- Центросоюз - создатель и хранитель закона о Потребительской Кооперации 3085-1 ГК РФ являющийся законотворческой организацией имеет форму союза-ассоциации, а не потребительского кооператива. Союз это другая форма НКО которая регулируется и контролируется МИНЮСТом и не имеет отношения к деятельности потребительских кооперативов.
- Недостаточная информированность населения о кооперативных идеях.
3 Потребительская кооперация
Собственность, предпринимательская деятельность и прибыль кооператива.
Кооперативная собственность это краеугольная тема и предмет многих исследований. В России кооператив имеет форму частной собственности и это гарант ее неприкосновенности по аналогии с семейной собственностью.
Кооперативная собственность формируется за счет очищенных от налогов, взносов своих членов.
Кооперативное предпринимательство основано на кооперативной собственности. Представляет собой структуру делимых и неделимых фондов.
Кооперативная прибыль не имеет капиталистической природы, а имеет природу сбережений членов кооператива.
Кооперативная торговля.
Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами (преамбула закона 3085-1 ГК РФ).
В положениях закона зафиксирован характер участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива - приобретение товаров в потребительском кооперативе, пользование услугами потребительского кооператива, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому кооперативу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.
Кооперативная торговля - основной вид деятельности потребительской кооперации осуществляемый на взносы своих членов.
Кооперативная торговля отличается от коммерческой тем, что в ее результате не происходит смены собственника.
Виды потребительских кооперативов.
Профессор М.И.Туган-Барановский выделял два вида потребительских кооперативов:
1) Рочдейлский кооператив - классическая модель потребительской кооперации разработанная английскими ткачами и получившая широкое распространение по всему миру.
2) Иные кооперативы. Имеется ввиду кооперативы чиновников, являющиеся по форме кооперативами, а по сути акционерными обществами.
С тех пор когда он написал экономическую теорию кооперации, прошло больше ста лет.
Кооперативы изменялись вместе с рынком и появлением новых технологий. Они удовлетворяли все новые потребности граждан, выступая гармонизирующим звеном между государством, интересами частного бизнеса и правами человека.
Интернет, цифровизация, технологии блокчейн, финансовые технологии и пр., изменяют потребительское поведение, а вместе с тем и формы предпринимательской деятельности.
Устоявшихся форматы кооперативной торговли:
- Рочдейлский кооператив. Кооперативный магазин распределяющий часть прибыли между пайщиками по объему закупок.
- Студенческий кооператив. Студенческая кооперация широко распространилась в мире, в европейских странах большинство стартапов образовываются в форме кооперативов.
- В России практика студенческой кооперации берет истоки с царских времен. Студенты в виду своей занятости обучением не трудоустраиваются, но могут открыть студенческий кооператив с целью удовлетворения своих нужд и потребностей. Как правило студенты закупают в складчину учебные пособия, формируют библиотеки, открывают столовые, организовывают торговлю товарами народного потребления. Закон позволяет вступать в кооператив гражданам достигшим 16 лет, добровольное членство не обвязывают их трудоустраиваться. Таким образом студенты совмещают учебу и получат корпоративные навыки, повышают свою потребительскую способность и организовывают свой досуг.
- В постсоветское время известны случаи организация потребительских кооперативов при ВУЗах.
- Учреждают кооператив минимум 15 человек. Среди заявителей студенты и преподаватели ВУЗов.
- Снабженческий кооператив - кооператив осуществляющий совместные закупки. Выступает распределительной организацией и не делит прибыль между участников.
- Платформенный кооператив - выступает кооперативным агрегатором и предоставляет своим членам цифровое пространство. Такой кооператив не зарабатывает, но дает возможность заработать его членам принимающим участие в кооперативе. Агрегатор создается и управляется членами кооператива. В Европе широко распространена практика платформенной кооперации: кооперативные службы такси, доставки, кооперативные маркетплэйсы (чеиндж плэйсы).
Примеры Российских потребительских кооперативов:
- Московский кооператив «Взгляд» ( insight.coop ) - платформенный кооператив.
- Ивановский кооператив «Кооп37» ( coop37.ru ) - кооператив рочдейлского типа
- Кооператив «Территория Технологий» г. Ростов на Дону ( kombinat.tech ) - кооперативный акселератор
- Кооператив «Международное кооперативное содружество» г Москва ( cooperative.expert ) - студенческий кооператив.
4. Заключение
Обращение к кооператорам.
Изучайте и обобщайте международный опыт кооперации, подбирайте созвучные и актуальные форматы взаимодействия формируйте деловую практику потребительской кооперации.