Найти тему
[оживки вещают]

Ходасевич. Одиннадцатый из десяти великих

Рисунок мой (бумага, уголь). Ходасевич тут больше похож на Мая Абрикосова, чем на себя
Рисунок мой (бумага, уголь). Ходасевич тут больше похож на Мая Абрикосова, чем на себя

Недавно попалось на глаза собрание стихов Ходасевича в сети, стал перечитывать и поймал себя на том, что до сих пор многие стихотворения знаю наизусть, штук двадцать. Больше я наизусть знал только Пушкина, Есенина и Рыжего.

Осенью гуляли в старом городе и зашли в магазин сувениров, там ещё есть отдел букинистики, купил книгу про Ходасевича из серии «ЖЗЛ». Книга вышла ещё в 2012 году и почему-то до сих пор мною была не прочитана. Удивительно, но это первая серьёзная крупная монография о Ходасевиче в России (о поэте такого-то масштаба!). Книга суха, как сам Владислав Фелицианович, при этом читается, как увлекательный роман. Поэт общался со многими интересными и великими людьми: Белым, Горьким, Мандельштамом, Брюсовым, Волошиным, Цветаевой, Муни, Маяковским, Набоковым, Тиняковым и т. д.. То есть это книга ещё и вообще о литературе, России того времени. И об эмиграции, конечно.

-2

Ходасевич — первый поэт, стихи которого меня потрясли, перевернули и влюбили в поэзию навсегда. До этого, конечно, был Есенин, но Есенин — он как родственник, пьяный, слегка скабрезный, улыбчивый (но с ножом за пазухой), был со мной всегда, вместе с Константиновом и Новосёлками, Окой, Рязанью, отцом, мамой, сестрой. Есенин, как народные песни, был в крови и подкорке с самого начала.

С Ходасевичем не так. Он слишком отстранённый, чужой, «другой». Когда я подростком наткнулся на подборку его стихов в «Огоньке», меня поразила непохожесть этих стихов ни на что из прежде мною читанного. Больше всего в тот раз меня шокировало стихотворение «An Mariechen» с его пожеланием гибели молодой девушке, сотруднице питейного заведения. «Как такое вообще возможно?» — недоумевал я.

В стихах Владислава Фелициановича вообще много смерти: то висельник в Петровском парке попадётся на глаза лирическому герою, то сбитый автомобилем человек, то падающий из окна некто, то отрезанная трамваем голова приблазнится. Смерть — одна из главных тем Ходасевича, это для него, наследника символизма, важный рубеж, за который можно или даже нужно заглянуть — там возможно что-то подлинное и высокое — чудо.

Ещё в том журнале был восхитительный портрет поэта — доброго, человечного, а не язвительного зазнайки-всезнайки.

Алексей Остроменцкий. Портрет Ходасевича, тот самый, из "Огонька"
Алексей Остроменцкий. Портрет Ходасевича, тот самый, из "Огонька"

Разумеется, после той подборки мне захотелось прочитать поэта «всего». Это сейчас почти любую книгу можно найти в сети. А в пору моей юности книги были равны празднику. Первую книгу Ходасевича я купил на последние деньги на первом курсе на книжном развале в здании нашего факультета. Однокурсник и сосед по общежитию меня не понял и даже разозлился: жрать, мол, нечего, а он книги покупает.

Одно из самых частых определений Ходасевича (и его лирики) — «желчный». М. Горький в частных разговорах утверждал, что злость — фундамент таланта Владислава Фелициановича. Все знавшие поэта упоминали его жёлтое (желчное!), «пергаментное» лицо. Незадолго до своей смерти Ходасевич, страдая от рака печени, процедил бывшей возлюбленной — Нине Берберовой: «Только тот мне брат, только того могу я признать человеком, кто, как я, мучился на этой койке». В этом высказывании — ключ к Ходасевичу. Всё жестокое, желчное, мизантропическое было в нём лишь бронёй, маской, за ними же зияло всё, что он «так нежно ненавидел, что так язвительно любил».

Ходасевич точен, сух и жёсток. Невозможно отделаться от ощущения-предположения, что он произносил и писал слова с трудом, «через не могу». Лаконичность Ходасевича — плод нечеловеческой сосредоточенности, титанического труда, духовных усилий. Но его сдержанность, «жестокость» часто были лишь внешними. Любил он и юмор, и самые разные мистификации. «Без шутки нет живого дела», — повторял он близким.

Чувствительность вместе со «злостью» и отчуждение от мира стали фирменными знаками поэзии Ходасевича. По-настоящему в литературе он любил лишь Пушкина и Блока: «Был Пушкин и был Блок. Всё остальное — между!»

С книги «Путём Зерна» основной темой поэзии Ходасевича станет преодоление жизненного хаоса, во многом непреодолимого. В стихи врывается «проза» — стремительная река жизни, проникающая во всё. Желание «победить» эту реку заведомо нереализуемо, волшебство преображения доступно лишь на краткий миг и больше похоже на трип, на краткий побег из «этого мира» («Полдень»). «Путём Зерна» сочинялась в революционные 1917-1918 годы, многие строки сборника актуальны и в наши дни: «И ты, моя страна, и ты, её народ, / Умрёшь и оживёшь, пройдя сквозь этот год…»

Поэзия со времён Орфея часто приводит к "гибели всерьёз" — и через гибель — к настоящему перерождению. Этого страстно жаждал Ходасевич. Преодоление настоящего мира — магистральная тема книги «Тяжёлая лира».

«Звуки правдивее смысла» — декларация поздних стихов Ходасевича, которые не перестают быть рассудочно-строгими и часто — сюжетными. Никакой зауми, случайности. Поэзия Ходасевича этого периода проста, однообразна в плане экспериментов с метрами и размерами, но при этом в ней столько лёгкости, ритмических ювелирных деталей, тематической новизны и музыкальной чистоты!

Тема «сумерек Европы», переживающей крах цивилизации, созидавшейся столетиями, и как следствие — торжество пошлости и антигуманизма, преобладает в поэзии Ходасевича после его отъезда за границу. «Европейская ночь» — это уже не серость, а чернота, уже не проза, а подземелье, огонь Аида и почти полное отсутствие воздуха и возможности дышать. Поэт уже не в силах сострадать европейцу-«маленькому человеку», он сам один из них, он задыхается. Увечных, страдающих, гибнущих персонажей в стихах всё больше, и внешне благополучные буржуа ничем не лучше — в отравленном воздухе не спасётся никто. Кроме тех, кто в адском мраке перекликается именем Пушкина.

Владимир Набоков, художник очень сложный и строгий, в заметке «О Ходасевиче» написал: «Крупнейший поэт нашего времени, литературный потомок Пушкина по тютчевской линии, он останется гордостью русской поэзии, пока жива последняя память о ней». Этих слов Ходасевич уже не видел. Они были напечатаны в 1939 году, после смерти поэта.

На сегодня это всё, спасибо за внимание. Читайте стихи, пишите стихи, говорите о стихах. Сим спасёмся.