Найти тему
Шахтёр

Разговор с цыганкой

В здешних местах (сельская местность Центрального Черноземья) живёт немало цыган. Живут своей общиной оседло, обособленно, в криминальной хронике с кражами и продажей наркодури не фигурируют. Мужики где-то работают, женщины сидят дома.

Непосредственно в нашем селе жил барон, но три года назад его отпели в церкви и унесли на погост. Ни во времена бытности барона, ни после его вознесения на Небеса проблем с цыганами не было и нет в дни нынешние. Может, где-нибудь в дальних сёлах занимались конокрадством, хотя вряд ли. Недалеко сельская администрация, глава поселения проезжает мимо туда-сюда на дню раз по десять и прекрасно всё видит. Кроме того, в те времена опять же в нашем селе и недалече от цыган жил участковый. Впрочем, он и сейчас живёт на прежнем месте, но уже не участковый и вообще не в МВД – по выслуге лет ушёл на пенсию. Будь какой криминал с конями, глава сельсовета и участковый непременно бы знали и наверняка местной цыганской общине была бы спокойная жизнь.

Фото автора. Сетевые магазины «Пятёрочка» и «Магнит» на одной площади в селе.
Фото автора. Сетевые магазины «Пятёрочка» и «Магнит» на одной площади в селе.

В последнее время стал замечать, что цыганки у сетевых магазинов «Пятёрочка» и «Магнит» стали просить милостыню. Впрочем, они и в былые времена несколько десятилетий назад выпрашивали денежку на еду для ребёнка, держа на руках младенца. Сейчас малым дитём не прикрываются, просто просят несколько монет на хлеб. Я – пенсионер и хотя пенсия у меня не самая малая, тем не менее каждая копейка на счету.
В просторном тамбуре «Пятёрочки» перекладываю продукты из тележки в объёмную сумку, уже немолодая цыганка спрашивает:

– Не будет у тебя лишних 20 рублей на хлеб?

Посмотрел на цыганку: одета скромно, смуглое лицо «побито» явно не сладкой жизнью, нет на ней золота, из украшений лишь простенький перстенёк с невзрачным камушком. В прошлом веке невозможно было увидеть цыганку без массивных серёжек в ушах из жёлтого металла; сейчас этого нет (во всяком случае, в здешних местах нет).

Завожу разговор с цыганкой:

– Видимо, год выдался тяжёлым. Не видел раньше, чтобы ваша нация милостыню просила.

Цыганка тяжко вздохнула:

– Раньше денег хватало, а сейчас всем тяжко и нам тоже. Живём-то в одной стране.

Замечаю ей:

– Мы и раньше жили в одной стране, но у вас был особенный уклад жизни. Вы своим табором с узлами-тюками и детьми от мала до велика постоянно куда-то переезжали.

Цыганка улыбнулась:

– Мы раньше были кочевым народом, не жили долго на одном месте. Не все, конечно, кочевали, были и те, кто жил оседло. А сейчас наоборот: мы стали жить оседло и очень редко кто кочует.

Размышляю вслух:

– Да-а, сильно времена изменились.

Цыганка соглашается:

– Очень сильно изменились. Раньше жизнь интереснее была, а сейчас нашу молодёжь уже не заставишь жить по старым традициям.

Интересуюсь у собеседницы:

– И что, гадать перестали?

Цыганка махнула рукой:

– Молодые не обучены и учиться не хотят, а старым уже не до гаданий.

Вспоминаю старые времена:

– Помнится, раньше каждая цыганка могла погадать. Идёшь по парку или по улице, окружают и наперебой предлагают рассказать что было, что есть и что будет. Если остановишься, считай, что попался.

Цыганка лукаво щурится:

– Попадался?

Делаю смешную гримасу:

– Скрывать не буду: было дело. За 20 минут раскрутили меня на трояк, будь вы неладны.

Цыганка смеётся:

– Нас с малых лет обучали гаданию, что надо говорить, наблюдать как ведёт себя человек. По глазам учились читать. Ходили со взрослыми с малых лет.

Говорю ей:

– Получается, что психологию осваивали.

Цыганка улыбается:

– В этом и заключалось наше ремесло. Хорошо зарабатывали.

Замечаю ей:

– По вас было видно, что все в золоте ходили. Может, и не золото, а простые побрякушки из рандоля. Но зубы-то точно золотые были!

Цыганка потупила взор:

– А сейчас вообще нет никаких зубов. Те, что остались, скоро и их не будет, а лечить и новые вставлять денег нет. Тут даже хлеб купить не на что.

Опять вспоминаю прошлые времена:

– Раньше-то вы с малыми детьми подаяние выпрашивали. А сейчас у тебя, судя по возрасту, детей малых нет.

Цыганка кивнула:

– Выросли дети, разъехались кто куда.

Вопрос вырвался на «автомате»:

– Не помогают финансово?

Цыганка грустно помотала головой:

– Нет. Им самим не просто прожить.

Вполголоса перехожу на другую тему:

– Ханкой не приторговываете?

Цыганка яростно замахала руками:

– Нет-нет! Может, где-то наша нация торгует, а мы тут честно с законом живём. Пусть худо живём, зато с властью не ругаемся.

Говорю ей:

– В Сибири, в том городе, откуда я родом, власть с цыганами была в доле. Приезжал «воронок», мальчики в погонах собирали дань и уезжали. А у нас была шутка – у цыган даже лошади с золотыми зубами.

Цыганка вновь повторяет:

– Про другие общины не скажу, а у нас никто запретным бизнесом не занимается. Если кто надумает заняться, дойдёт слух до барона, кара будет жёсткая.

В сущности, не верить цыганке нет серьёзных оснований. В местной газете частенько публикуются заметки из райотдела и судебной практики о привлечении к ответственности за наркоту. Но фигурантами являются выходцы из Средней Азии, цыган среди них нет. Самогоном они тоже не торгуют (во всяком случае, я таковых случаев не знаю), самогоноварением занимаются «ключницы» из числа местных старух.

Я переложил продукты из тележки в сумку, посмотрел на цыганку:

– Ты точно на хлеб деньги просишь?

Цыганка оживилась:

– Да, на хлеб!

Достаю из кармана две 10-рублёвые монеты:

– Тебе хватит на одну буханку хлеба по акции. Иди купи, выйдешь – отчитаешься.

Дал ей деньги, цыганка радостно забежала в торговый зал. Стою, жду её и размышляю – обманет или не обманет? Отмечу одну деталь: в «Пятёрочке» ржано-пшеничный хлеб по «красной» цене стоит 16 руб 69 коп.

Народу в магазине было мало, цыганку долго ждать не пришлось. Выходит в тамбур с хлебом в руке, протягивает мне сдачу. Жестом руки отказываюсь от мелочи:

– Оставь себе. Я тебе не последние деньги отдал.

В благодарностях цыганка расплылась в улыбке, не мешкая пряча деньги в карман своей куртки. И какое-то двойственное чувство овладело мною: с одной стороны – к цыганам во все времена было пренебрежительное отношение, а с другой стороны – у женщины в солидном возрасте (пусть и цыганка) сегодня на столе будет хлеб.

-3