НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!
Самая частая причина – ребенок говорит, что ему скучно на уроках, и домашки задают слишком много и ему трудно ее делать. Да и для многих родителей дз вызывает нервные подергивания.
Есть идея, что дети хотят познавать и узнавать новое, а еще учиться новому. Помните, как вашему ребенку хотелось залезть пальцем в розетку или поизучать кнопки вашего мобильного телефона? Или как ему упорно хотелось научиться ходить? А почему сейчас, когда самое время показать жажду знаний учителям и родителям, ваш ребенок вдруг забыл, что он – страшный пожиратель знаний и покоритель новых полезных навыков, например, решения задач по физике или заучивания исторических дат?
Вступайте в телеграм-канал для родителей: «Хьюстон, у нас подросток!»
В случае с розеткой и телефоном ребенку просто самому интересно, и это называется внутренняя мотивация. В случае с прямохождением – им движет биологическая программа, это — «закон природы». А вот с темой школьного обучения у нас проблемы – неинтересно и природа молчит. Это нужно нам, взрослым. И это называется мотивацией родителей – сделать из ребенка образованного человека. Это внешняя для ребенка мотивация – ему самому это не надо! Вот это нужно принять и уже с этой точки двигаться дальше.
Что ж, по нашему мнению, есть 3 важные линии, которых стоит придерживаться.
1. Необратимость и дисциплина
Можно потратить время и донести четкую позицию: учеба – твоя обязанность. Это объем ответственности, который ребенок в состоянии взять на себя. Это работа ежедневная, и чем эффективнее он будет ее делать, тем больше времени останется на развлечения.
Однако данная стратегия прокатывает не у всех:
- либо ребенок в семье ходит строем и не сможет вам возразить,
- либо вы для него авторитет, и он будет ехать на этом топливе «уважения к вашей персоне», правда, не всегда и не по всем предметам. Это лучше и для вас, и для ребенка. Осталась совсем крохотная задачка – сделаться для ребенка таким авторитетным взрослым.
Разговоры о полезности приобретаемых знаний в абстрактном будущем, на чем родители особенно часто делают упор, не помогают от слова совсем: у ребенка нет тревог о будущем и подстерегающих его там опасностях, он живет на всем готовеньком и кусать локти об упущенном времени ему еще не приходилось.
Чтобы получить 3 бесплатных урока курса Ольги Кондрашовой "Как общаться с подростком и выжить?", регистрируйтесь на нашей платформа тестирований и онлайн-консультаций Забота.Дети
2. Вкус победы и горечь поражения.
Ощущение выполненной работы обычно приносит удовлетворение. Только это не всегда работает в случае ребенка, которому плевать на учебу. Эту опцию можно встроить, и многие сейчас подумали об интересе к знаниям. Но это не из родительского набора «фокусы над ребенком», это прерогатива учителей. К сожалению, на данный момент среди них большинство стоит на позиции «заливания знаний», а не «разжигания огня» в душе ребенка.
Можно показать ребенку какие-то вдохновляющие примеры успешных взрослых. Причем, обращая его внимание не только на захватывающие возможности обеспеченной жизни, яхты, путешествия, пицца с трюфелями каждый день. Но и на то, что этим людям дико интересно жить, у них много энергии, они, как правило, привлекательны и харизматичны. Очень сильно помогает, если родитель в этом смысле тоже пример. Можно преподнести и других, главное, так чтобы у ребенка потекли слюнки, и он решил про себя «Хочу также!»
Тогда можно тут же ответить на еще не заданный ребенком вопрос – «а что, мамочка, мне для этого надо?» И следующим тактом переформулировать ребенку «скучную учебу» на «тренировку силы воли», в миру – способности долго и упорно трудиться. Можно прямо в открытую – не интересно, потом пригодится, а сейчас просто представь, что ты в фитнес-центре и тренируешь эту мышцу воли. А я буду за тебя болеть, и помогать, и поддерживать, и ждать результатов. Этот пункт страшно важный! Будьте искренне вовлечены в этот «спорт» ребенка, каждый день интересуйтесь – «ну как, сегодня удалось взять планку?»
Кроме того, поддерживать нужно похвалой или даже наградой. Речь не всегда о материальном вознаграждении. Обсудите, чем ребенку приятно вознаграждать себя за ежедневный труд – больше свободного времени в тик-токе, освобождение от надоевших домашних обязанностей, досуг на выходные.
Шаги на «пути героя» ребенка сопровождаются хорошей оценкой, похвалой учителя, признанием авторитета сверстников. Признание людей – это наш социальный наркотик. Подсадив на него ребенка, стопроцентно получите звание «я – хорошая мать!»
3. Поддержка
Часть вашей работы как родителя состоит в том, чтобы научить ребенка делать дз самостоятельно. Иногда задания правда могут быть сложны, особенно там, где у вашего ребенка, не задалось, хотя в чем-то другом он вполне может быть лучшим. Наше внимание, безусловно, нужно.
Но если вы все будете делать за ребенка, то он все время будет обращаться к вам. Получается, что ребенок быстро усвоит, насколько вы заинтересованы в отличном выполнении уроков и постоянно будет манипулировать, изображая беспомощность. Т.е. нужно, чтобы помощь была востребована со стороны ребенка на фоне вашей готовности всегда прийти на помощь. Буквально, пусть придет и попросит о помощи.
Начните новый этап в направлении изменений отношений с домашней работой. Для начала обсудите, с чем вы можете и будете помогать (найм репетитора, покупка дополнительной литературы, курсы и тд.), а что ребенок полностью делает сам. И ответственность тоже несет сам, до конца. Ребенок должен осознать, что он главный в этом деле.
Вот посыл, который должен от вас идти:
- Ты учишься. Нормально ошибаться, когда ты учишься. Главное ошибки замечать и исправлять. Именно так ты развиваешься.
- Чем больше ты стараешься сейчас, тем больше прокачиваешь навык трудиться, тем круче сила воли, тем меньше трудностей встретишь потом.
- Если ты приложил все силы, но работа все равно не идеальна, этого уже достаточно. Значит, это не твоя область. Это нормально.
- Я всегда готов_а тебе помочь, если что-то не получается.
- Я хочу видеть тебя успешным и увлеченным жизнью, мне важны твои усилия, я их замечаю и ценю.
- Твоя жизнь мне не безразлична. Я хочу, чтобы ты был счастлив, смог себя реализовать.
Нормально отправлять ребенка в школу с недоделанной или выполненной с ошибками домашней работой. Именно это и надо делать. Уроки бесполезны при оценке знаний, если родители делают домашку за ребенка или им помогают репетиторы. Учителю нужно понимать, что конкретно делает ребенок, где у него ошибки, а что он усвоил хорошо. Учеба – это ответственность ребенка, а вот мотивированный и целеустремленный ребенок – это ответственность и работа включенного родителя.
P.s. Из книги Джордана Питерсона «12 правил для жизни. Противоядие к хаосу»
*«Не позволяйте своим детям делать то, чем в них вы будете разочарованы»
Чтобы получить 3 бесплатных урока курса Ольги Кондрашовой "Как общаться с подростком и выжить?", регистрируйтесь на нашей платформа тестирований и онлайн-консультаций Забота.Дети