Как попасть в Европу "по блату" в своём анализе с нами поделился Джаба Девдариани в Новостном и аналитическом журнале Джорджии. Считаю, ему стоит доверять, все-таки он окончил Школу права и дипломатии Флетчера. Ссылка на источник в конце статьи.
Похоже, что недемократические режимы на Балканах и Кавказе тешат себя чувством, что Венгрия Виктора Орбана представляет собой их точку доступа в Европейский союз на их собственных условиях. Мы являемся свидетелями возрождения очень советской концепции “блата” на европейской земле.
Любой, кто хоть на мгновение жил в Советском Союзе, знаком с понятием “блат”. Лингвисты говорят, что это понятие, по-видимому, родилось в мелком мире правонарушителей Российской империи и обозначало людей, которые, не будучи частью воровского бизнеса, могли предоставить важную информацию или доступ к желанной собственности.
Сегодня членство в Европейском союзе является одной из таких желанных привилегий. Да, к нему можно получить легальный доступ, но многие укоренившиеся режимы предпочли бы не платить высокую цену за адаптацию своей системы управления
— просто потому, что верховенство закона, свободные выборы и свободные СМИ могут означать крах их собственного правления. Поэтому они ищут обходной путь.
Введите Виктора Орбана, самопровозглашенного идеологического архитектора другой, "нелиберальной" Европы - "Темного континента", если воспользоваться названием превосходного исторического обзора Марка Мазовера, в котором утверждается, что в возникновении демократической Европы ничего не было предопределено, и что другая европейская идеология - мелкого национализма, фашизма и авторитаризма - была не менее мощной.
Правда, Венгрия была действующей демократией, когда вступила в Европейский союз.
Но в нынешнем виде Будапешт является маяком надежды для всех тех спекулятивных лидеров, которые убеждены, что все разговоры о верховенстве закона, правах человека и свободах, исходящие из Брюсселя, просто пустой идеологизированный стеб — точно так же, как коммунистические идеологические клише были в поздний советский период.
Они надеются, что их человек внутри — некий мистер Орбан — мог бы открыть дверь изнутри, предоставив доступ к желанным структурным фондам и другим благам ЕС, которые могли бы укрепить их режимы для потомков, предотвратив крах плохо управляемой экономики.
Но может ли Орбан сделать это на самом деле?
Учитывая сложную структуру принятия решений в ЕС, особенно когда речь идет о членстве, правильный ответ, вероятно, “нет”. Но в этой игре, как часто бывает в политике, восприятие имеет большее значение.
Вступление в ЕС - это многоступенчатый процесс. Учитывая, что членство в ЕС пользуется популярностью среди избирателей — по политическим, но также и по меркантильным причинам - освобождение каждого этапа приносит электоральные выгоды правящим партиям и политикам, не говоря уже об идеологической поддержке.
Демонстрируя, что они продвигаются к ЕС, не меняя своих путей, они могут деморализовать оппозицию и еще больше подорвать ее электоральный потенциал.
Очевидно, так думал премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, когда в середине ноября расстилал красную дорожку в Тбилиси перед комиссаром ЕС по вопросам расширения Оливером Вархели.
Г-н Вархели известен как близкий союзник Орбана. Респектабельная Deutsche Welle назвала его “человеком Орбана в Брюсселе”, и даже “Волдемортом расширения” не менее респектабельным политиком. Премьер-министры Грузии и Венгрии подписали декларацию о “стратегическом партнерстве” в октябре, и Вархели встречался с Гарибашвили, который управляет страной от имени своего босса, олигарха Бидзины Иванишвили, по крайней мере, четыре раза за один год.
Как всегда, тон был сердечным, комиссар отметил, что “экономика, по-видимому, процветает”, судя по основным магистралям столицы, и уклоняется от вопросов о том, что правящая партия оказывает давление на оппозицию. Да, он на словах для проформы поддержал реформы, необходимые Грузии для получения статуса государства-кандидата.
Но основной смысл его комментария касался обеспечения подключения — нефте— и газопроводов и, возможно, интернет-кабеля - к авторитарному Азербайджану, который стал энергетическим спасательным кругом для ЕС.
Гарибашвили был раздражен сотнями тысяч грузин, вышедших на улицы летом, когда его правительство не смогло выдвинуть свою кандидатуру наряду с Украиной и Молдовой.
Официальная линия Тбилиси в отношении войны в Украине почти слово в слово повторяет собственные заявления Орбана о том, что его правительство обеспечивает “стабильность и безопасность”. Так же, как правящая в Венгрии “Фидес”, правящая “Грузинская мечта” четко сформулировала сообщение о “двуличном заговоре Запада” с целью использовать Украину в качестве вооруженной дубинки, чтобы победить путинскую Россию.
Ким Лейн Шеппеле блестяще продемонстрировала, как это послание помогло Орбану победить объединенную оппозицию на последних выборах и укрепить свою власть до такой степени, что, похоже, его уже невозможно свергнуть конституционным путем.
Теперь г-н Иванишвили стремится удержать непопулярное правительство Гарибашвили на месте, используя аналогичную тактику.
Грузия не первая, кто пытается использовать венгерский “блат”. Авторитарный правитель Сербии Александр Вучич многое перенял у Орбана. Он также уговаривал комиссара Вархели продвигаться по пути ЕС, затыкая рот СМИ, запугивая оппозицию и оставаясь как можно более двусмысленным в отношении путинского режима. Неблагополучные политики в Боснии и Герцеговине пытались сделать то же самое.
Что это оставляет Европейскому Союзу? Конечно, мотивы г-на Орбана не альтруистичны. Он уже некоторое время является enfant terrible ЕС, расходясь с Брюсселем по слишком многим пунктам. Фронт, который он создал вместе с Польшей, чтобы защитить себя от ужесточения санкций ЕС, значительно ослаб, поскольку Будапешт все больше расходился с Варшавой в отношении России.
Но помощь Брюсселю в получении азербайджанской нефти и газа может несколько компенсировать этот ущерб, в то время как подготовка режимов в Боснии и Герцеговине, Сербии и Грузии в качестве потенциально благодарных кандидатов может принести дивиденды в будущем.
Это опасный путь для внутренней согласованности Европейского союза как альянса государств, основанного на ценностях. Если способность Украины противостоять российской агрессии что-то и продемонстрировала, так это то, что сплоченность, основанная на ценностях, не только достойна восхищения с этической точки зрения, но и лежит в основе устойчивости государства к недемократическим врагам. Украинское сопротивление — и жестокая безрассудность Путина - широко раскрыли глаза в западных столицах на целесообразность приема новых членов.
Но признание правительств, которые цинично игнорируют собственные правила ЕС, только усилит модель “негативной конвергенции”, когда все более закаленные европейские демократии становятся похожими на неблагополучные государства Центральной и Восточной Европы.
Похоже, теперь Европа осознает проблему. Европейская комиссия заблокировала выделение Венгрии средств на сплочение в размере 7,5 млрд евро, в то время как Комитет Европейского парламента по иностранным делам потребовал провести расследование поведения комиссара Вархели за “преднамеренное стремление обойти и подорвать центральную роль реформ в области верховенства права в странах, вступающих в ЕС”.
Означает ли это конец авторитарного и олигархического “блата” в Европе? Все еще возможно.
Источник...
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...