Найти в Дзене
Kingchess. Шахматы

Урок 8. Проведение пешки. Часть 3.

8.3. Король и не крайняя пешка против короля.

Здесь мы рассмотрим ситуации с не ладейной пешкой. Сначала необходимо разобрать т.н. критическую позицию (диаг. 8.3.1.). В данной позиции чей ход - того и победа. При ходе белых выигрывает: 1. е7 Крf7 2. Крd7. И белая пешка при любом ходе черных проходит в ферзя. Вообще, конечная и главная цель в таких ситуациях - контролировать королем поле превращения.

При ходе черных получается ничья: 1. …Крd8 2.е7+ Кре8 3. Кре6 = (пат).

8.3.1.
8.3.1.

Зная критическую позицию, мы можем разобраться, как играть те положения, в которых пешка ушла не так далеко. Но для начала поговорим о теории. Для упрощения будем говорить о белых как о выигрывающей стороне, а о черных - как о проигрывающей. Для того чтобы выиграть, белым необходимо держать короля впереди пешки (при этом не обязательно на одной вертикали). Если данное условие не выполняется, то получается ничья. Это если говорить достаточно упрощенно.

Если же говорить сугубо теоретически, то для выигрыша королю белых необходимо занять ключевые поля, о которых мы уже упоминали, когда говорили о проведении ладейной пешки. Только теперь ключевые поля будут другими (напомним, что ключевые поля - поля, занятие которых королем выигрывающей стороны приводит к победе вне зависимости от очередности хода). Давайте разбираться, как находить эти поля. При пешке, перешедшей половину поля, ключевые поля расположены на 6 и 7 горизонталях (для черной пешки - на 2 и 3 горизонталях), как на диаг. 8.3.2. Если же пешка, не перешла середину поля, то ключевые поля расположены только на 6 горизонтали (3, если пешка черная), как на диаг. 8.3.3.

8.3.2.  Пешка перешла середину поля. Ключевые поля на 6 и 7 горизонталях.
8.3.2. Пешка перешла середину поля. Ключевые поля на 6 и 7 горизонталях.
8.3.3. Пешка не перешла середину поля. Ключевые поля на 6 горизонтали.
8.3.3. Пешка не перешла середину поля. Ключевые поля на 6 горизонтали.

Таким образом, задача сводится к занятию данных полей королем выигрывающей стороны. Если это удается, то все - позиция теоретически выиграна. Единственное, что нужно помнить о правиле - в оппозиции должен быть ход соперника (МЫ должны вставать нашим королем в оппозицию). Оппозиция - расположение королей на одной линии через клетку (на самом деле, это называется ближней оппозицией, т.к. существует, еще, и дальняя оппозиция через 3 или 5 клеток; но для простоты ближнюю оппозицию называют просто оппозицией).

Соответственно, задача проигрывающей стороны - не дать королю соперника занять ключевые поля. Тогда получается ничья.

8.3.4.
8.3.4.

На диаграмме 8.3.4. представлена позиция, в которой итог партии зависит от очередности хода. Сразу заметим, что пешка белых не перешла середину поля, поэтому ключевые поля находятся на 6 горизонтали: c6,d6,e6. При ходе белых они выигрывают: 1. Крd6 (заняли одно из трех ключевых полей) Кре8 2. Крс7 Кре7 3. d5 Кре8 4. d6 и на любые ходы черного короля белая пешка просто идет в ферзи.

Если же мы поменяем очередность хода, то будет ничья. Черные должны сходить 1. …Кре7 и не дать белому королю занять ключевые поля. Далее возможно: 2. Крd5 Крd7 3. Крс5 Крс7 4. d5 Крd7 5. d6 Крd8 (это очень важно запомнить, черные, чтобы получить ничью должны сами вставать в оппозицию; если же они сходят на с8 или е8, то проиграют, т.к. именно белый король встанет в оппозицию на поле с6) 6. Крс6 Крс8 7. d7+ Крd8 8. Крd6 = (пат).

Домашнее задание: в представленной позиции 1) выиграть за белых при их ходе; 2) сделать ничью при ходе черных (диаг. 8.3.5.).

8.3.5.
8.3.5.

Свои ответы пишите в комментарии!