В середине XX века одна птица стала знаменитее некоторых кинозвезд. Вот что стоит за загадкой безголового петуха.
10 сентября 1945 года Ллойд Олсен и его жена Клара убивали цыплят, куриц и петухов на своей ферме во Фруте, штат Колорадо, США. Олсен обезглавливал птиц, его жена чистила их. Но одна, как оказалось, особенная птица, попавши под топор Ллойда, отказалась умирать и вела себя не так, как остальные.
Петух без головы
"Одна из птиц оказалась живой, встала и пошла", — говорит правнук пары, Трой Уотерс, тоже фермер из Фруты. Петуха поместили на ночь в старый ящик из-под яблок на застекленной веранде. Когда Ллойд Олсен проснулся на следующее утро, он вышел наружу, чтобы посмотреть, не почудилось ли ему все. «Проклятая штука была еще жива», — вспоминает слова прадеда Уотерс. «Это часть нашей странной семейной истории. Прадед отвез куриные тушки в город, чтобы продать их на рынке. Он взял с собой этого петуха — а тогда он еще довольно часто использовал лошадь и повозку. Он бросил петуха в повозку, [на рынке доказывал] людям под пиво, что у него есть живая безголовая курица».
Постепенно распространилась молва о чудесной безголовой птице. Местная газета отправила репортера взять интервью у Олсена, а две недели спустя промоутер интермедии (ярмарки развлечений) по имени Хоуп Уэйд приехала к чете Олсен, чтобы завербовать полумертвую птицу для выступлений. «Тогда, в 1940-х, у них [прадеда и прабабки] была небольшая ферма, и они боролись с трудностями. Сначала они посетили Солт-Лейк-Сити и Университет штата Юта, где курицу подвергли ряду тестов. Ходят слухи, что университетские ученые хирургическим путем удалили головы многим другим цыплятам, чтобы посмотреть, выживут ли они. Именно сюда пришел журнал Life, чтобы поразиться истории о Чудо-Майке, безголовом цыпленке, как его уже заклеймила Хоуп Уэйд», — рассказывает правнук Уотерс.
Затем Ллойд, Клара и Майк отправились в турне по США. Путешествия птицы тщательно задокументировала Клара в альбоме, который сегодня хранится в оружейном сейфе правнука Троя Уотерса.
Птичья жизнь
В итоге Ллойд и Клара вернулись на ферму, чтобы приступить к сбору урожая. Они начали получать письма со всей страны. Кто-то сравнил Олсенов с нацистами, некоторые просто писали «владельцам обезглавленных цыплят в Колорадо» из интереса. После сбора урожая Олсены отвезли Майка безголового цыпленка в Феникс, штат Аризона, где весной 1947 года «случилась катастрофа». «Вот где он умер — в Фениксе», — говорит правнук Уотерс.
Известно, что все эти полтора года Майка как-то кормили жидкой пищей и водой, которые Олсены капали ему прямо в пищевод. К тому же Олсены удаляли слизь из его горла, кормили из капельницы, помогали «откашляться» с помощью шприца. В ночь, когда Майк умер, они проснулись в номере мотеля из-за странных захлебывающихся звуков. Олсены искали искали шприц, чтобы как-то помочь птице, но поняли, что забыли его на выставке.
Исследователи до сих пор поражены этой историей. Что удивляет доктора Тома Смолдерса, эксперта по курицам и петухам из Центра поведения и эволюции Университета Ньюкасла, так это отсутствие кровотечений. А вот факт, что птица функционировала без головы, ему легче объяснить.
Для человека потеря головы означала бы полную потерю мозга. Для цыпленка все иначе. «Вы будете удивлены, как мало мозга находится в передней части головы цыпленка», — поясняет Смолдерс. По его словам, мозг в основном сосредоточен в задней части черепа, за глазами. Хотя и у Майка вроде бы не было головы вовсе, по оценкам Смолдерса, до 80% его мозга по массе — и почти все, что контролирует тело цыпленка, включая частоту сердечных сокращений, дыхание, чувство голода и пищеварение — остались нетронутыми. «Большая часть птичьего мозга в том виде, в каком мы его знаем сейчас, тогда считалась бы стволом мозга», — говорит Смолдерс. «Названия, которые были даны частям мозга птиц в конце 1800-х годов, все указывали на сходство с мозгом млекопитающих, что на самом деле было неправильным».
Почему у тех, кто пытался создать своего “Майка”, ничего не получилось, – объяснить трудно. Похоже, что в случае с Майком удар был как раз в нужном месте, а своевременный тромб, к счастью или к несчастью, упредил смерть от кровотечения.