Каждая эпоха так или иначе проявляется в архитектуре. Дух времени, эстетические воззрения, технические открытия и доступные материалы – все это сказывается на том, как люди строят свои дома и возводят общественные здания.
Екатеринбург находится на удалении от столиц, мода сюда всегда доходила с некоторым опозданием, актуальные стили перемешивались с устаревшими или вовсе с какими-то народными мотивами.
Поэтому на Урале интереснее разбирать не отдельные визуальные элементы, а метод строительства. Методы строительства менялись с течением времени, и каждый из них отражал свою эпоху, уникальную в технологическом и социальном плане.
Красота на первом месте
Столичная архитектура XVIII и начала XIX века в России заигрывала с классическими формами. Это период, когда красота была на первом месте, функция и технология подстраивались под необходимую классическую форму. В середине XVIII века в этом стиле строилось буквально всё. Не так просто с первого взгляда отличить жилой дом богатой фамилии Харитоновых-Расторгуевых от конторы горной канцелярии или здания Верх-Исетского госпиталя. Колонны, портики, фризы, визуальные отсылки к древнеримской, «классической» архитектуре. Одна из самых важных вещей в архитектуре классицизма – симметрия: главное – красивый фасад и строгое ритмическое расположение окон.
На урале классицизм не обошелся без региональных особенностей. Если в Екатеринбурге классические приемы еще соблюдались довольно строго, то в более маленьких, уездных городах классицизм порой приобретал любопытный «народный» дух.
Отдельно интересно отметить такую уральскую деталь классицизма, как черная капитель. Этот элемент встречается и в области, и в самом Екатеринбурге, например, на фасаде конторы Верх-Исетского завода (Кирова, 28, литера 117). В Древнем Риме это было нетривиальной задачей для каменотесов – сделать десятки очень сложных по форме, но абсолютно идентичных капителей. Уральские мастера решили схитрить и стали отливать капители из чугуна.
Можно подумать, что это был золотой век архитектуры, и все последующие годы человечество уходило от этой сказочной красоты к бездушным коробкам. Не совсем так. Вплоть до начала XX века архитектура была привилегией. Услуги архитектора могло себе позволить государство и самые обеспеченные представители общества. Для остальных не существовало никакой индивидуальной архитектуры – только традиционные русские избы и проекты образцовых (типовых) домов. Приглашали архитектора для строительства резиденции или «офиса» завода в центре города, главным образом, чтобы показать свой очень высокий статус, и это очень характерно для архитектурного облика Екатеринбурга.
Таинственная прочность
Основными строительными материалами XVIII века были полнотелый кирпич, дерево и камень. Камень в основном использовался для фундамента, и именно в то время сложилась традиция выкладывания цоколя как будто необработанными каменными блоками.
Железобетона в те времена еще не было, а это значит, что перекрытия строили из дерева или выкладывали из кирпича в виде сводов. Перемычки окон также выкладывались из кирпича. Арки повсюду – вовсе не декоративный элемент, а единственный способ завершить проем, поскольку в то время железобетонная перемычка еще не была изобретена.
Кстати, окна правильной прямоугольной формы какое-то время было просто технически невозможно сделать. А когда технология наконец-то появилась в начале XX века, то этим приемом на острие прогресса стали пользоваться все и везде. А мы сегодня просто избалованы ими.
Невидимым, но очень характерным для того времени элементом являются кованые фермы. Они сохранились, например, в конструкции крыльца Невьянской башни, и возможно, кое-где на чердаках старого Екатеринбурга. До изобретения сварки и клепки металлические фермы набирали из небольших пластин, каждая из которых была скована вручную. Их собирали в масштабные конструкции при помощи других кованых элементов. Эстетика, демонстрирующая конструкции, тогда не очень ценилась, и к сожалению, чаще всего эти элементы скрывали отделкой.
Ко второй половине XIX века изменились не только технологии строительства, но и само общество. В городах появилось большое мещанское сословие – зажиточное, но бережливое. На фоне изменений технологий и социального запроса изменилась и архитектура. На смену классицизму пришли эклектика и модерн в разнообразных формах.
Текст: Тина Гарник, Полина Иванова. Фото: Кирилл Дедюхин
Больше интересных история на сайте Культура-Урала.РФ