Драматическая литература в Англии достигла особого расцвета в эпоху Ренессанса. Сценическое искусство и театральные зрелища выходят на новый уровень. Но ренессансный театр в Англии развивался несколько иначе, чем в других странах. Его появление носило более постепенный характер. Английская драма сохранила свою народность, несмотря на влияние античной и гуманистической литературы. И выросла она из народных средневековых жанров – моралите и интерлюдий.
Даже в период своего подъема английский театр Ренессанса не так далеко ушел от театра средневекового. Это относилось как к спектаклям, так и к драматической литературе. Многие особенности театра выросли именно из средневековых. Например, смешение трагического и комического в одной пьесе, членение пьесы на множество отдельных эпизодов, массовые сцены и параллельные действия.
Гуманистический театр Италии и Франции, прежде всего, пытался избавиться от религиозного явления. В Англии, однако, расцвет гуманизма совпал с Реформацией. И поэтому английский театр первоначально был использован именно для целей религиозно-общественной борьбы.
Довольно рано в Англии сложились гуманистические традиции «школьного» и «придворного» театров. Однако они имели узкое значение и не оказали особого влияния на драматургию. Но вот национальные театральные традиции значительно повлияли на классицистические тенденции гуманистического театра.
В результате в период Возрождения в Англии наблюдается синтез противоположных драматургических течений. Это стало главной особенностью английского ренессансного театра и обеспечило ему выдающееся место в мировой литературе.
В течение всей половины XVI века в английском театре идет борьба элементов – своих и чужеродных.
Необычайный подъем театральной деятельности приходится на вторую половину XVI и начало XVII веков. В это время в Лондоне появляется много публичных платных театров. Они располагают специальными зданиями и профессиональными актерскими труппами. Это отличало их от представителей средневекового театра, игравших где попало и для всех. Интерес к театральному мастерству возрастает. Для нужд этих театров работает множество драматургов – в том числе, Шекспир. Так как расцвет английской драмы приходится на время правления королевы Елизаветы, то ее принято называть «елизаветинской». Традиции же средневекового театра были актуальны до XVI века, а то и позже.
В Англии устраивались спектакли – мистерии – их называли «мираклями» или «пэджентами». Они были запрещены парламентским указом 1543 года, но их все равно показывали до 90-х годов XVI века. Однако мистерии «заглушил» новый театр. Одна из лучших рукописей таких пьес, дошедших до нас, была переписана еще в XVII веке. Она принадлежала к честерскому циклу. Мистерии были действительно популярны у англичан. Свидетельством их популярности стало то, что они пережили даже падение католической церкви, при которой зародились. Впрочем, это легко объясняется реалистическими элементами, которыми были богаты мистерии. Это помогало превратить религиозное действие в бытовые картины современности. Даже самого Шекспира когда-то впечатлили эти представления. Это видно по замечаниям драматурга о роли Ирода в «Сне в летнюю ночь», и из разговора Гамлета с актерами.
В первой половине XVI века в Англии особой популярностью пользовались моралите и интерлюдии. Моралите – так называемое «нравственное действо». Они представляли из себя удобную форму для пропаганды новых гуманистических идей. Гуманисты использовали моралите для обсуждения этических, политических и религиозных проблем. Выводя на сцену олицетворения добродетелей и пороков, моралите вывели общие типы характеров. Однако затем эти типы подверглись индивидулиазации. Исторические фигуры в пьесах смешались с олицетворениями качеств человека или отвлеченных понятий.
Так намечается путь развития из моралите новой светской драмы. В том числе, даже исторической.
Примером могут служить произведения Джона Бейля. Он был горячим поборником протестантизма и получил в 1552 году чин епископа. Бейль писал пьесы на библейские сюжеты. Но из дошедших до нас драматических произведений самым интересным можно назвать пьесу «Иоанн, король Англии». Оно было написано в 1548 году. По сути, это произведение – прототип исторических хроник.
В этой пьесе Бейль обращается к историческому прошлому Англии для разрешения современных ему вопросов церковно-общественной жизни. Он делает это с помощью тех драматических средств, что предоставляет ему форма моралите.
В пьесе мы видим сильно идеализированный образ короля Иоанна Безземельного. Он показан, как борец против папства. Перед нами – ссора между римским папой Иннокентием III и английским королем. Папа отлучил Иоанна от церкви и трона. Капитуляция Иоанна перед папой привела к восстанию против духовенства. Все это закончилось тем, что Иоанн подписал «Великую хартию вольностей».
Бейль выставляет Иоанна мучеником и жертвой папства. Наряду с фигурой короля в пьесе появляются аллегорические образы Англии. Они умоляют Иоанна защитить их от своих притеснителей – Духовенства, Мятежа и Дворянства.
Мятеж заключает союз с Лицемерием, Властью и Узурпацией. Причем, в конце концов, все эти аллегории незаметно превращаются в настоящих исторических личностей. Например, Мятеж становится Стефаном Лангтоном, кандидатом папы на роль епископа Кентерберийского. Такое смешение олицетворений и исторических фигур типично для английского моралите. Английская драма еще долго переживала его наследие. Например, в 1520 году, при дворе Генриха VIII было представлено моралите, где рядом с образами Клира и Церкви участвовали Мартин Лютер и французский король.
Именно из моралите зародилась тенденция давать героям говорящие имена, определяющие их характер. Эта тенденция становилась особенно заметна в литературе в те периоды, когда усиливался проповеднический тон. Обобщенные образы моралите были востребованы на протяжении всего XVI века. Например, в пьесах Шекспира мы встречаем таких персонажей, как Время и Хор.
Не менее, чем моралите, в начале XVI века были распространены интерлюдии. Они представляли из себя не только комические эпизоды в религиозной драме, но и отдельные комедийные пьесы с несколькими участниками. Поэтому грань между моралите и интерлюдиями часто стиралась. В конце концов, называть интерлюдиями стало принято небольшие пьески, напоминающие французские фарсы. Интерлюдии послужили основой для английской бытовой комедии.
Именно такими были интерлюдии Джона Хейвуда. Он написал их в 20-х годах XVI века. Хейвуд учился в Оксфорде и дружил с писателем Томасом Мором. Именно Томас Мор и представил Хейвуда ко двору Генриха VIII. Хейвуд стал придворным музыкантом и поэтом.
Одна из ранних интерлюдий драматурга - «Веселая сцена между продавцом индульгенций, монахом, священником и его соседом Праттом». Она была написана в 1520 году. Пьеса изображает столкновение между нищенствующим монахом, выпросившим разрешение читать проповедь в церкви, и его конкурентом – продавцом индульгенций. Продавец пытается перекричать монаха, расхваливая свои «реликвии». Между ними вспыхивает драка. Разнять их смогли лишь священник и его сосед. Монаха и продавца индульгенций изгоняют из церкви.
Наполнена юмором и пьеса «Четыре П». Она названа так, поскольку героями здесь выступают лица, занятия которых начинаются с английской «п»: паломник, продавец индульгенций, аптекарь и разносчик. Первые трое спорят, кто из них придумает самую невероятную ложь, а разносчик становится им судьей. Победителем становится паломник, который говорит, что никогда не видел сварливой и взбалмошной женщины.
При дворе Генриха VIII ставились пьесы и с античными сюжетами. Были и попытки подражания римским комедиографам. Такие подражания особенно процветали в школах и в юридических коллегиях.