Найти в Дзене
Пикабу

Орхан Памук «Музей невинности» - книга из личного ТОП 10 зарубежных авторов

Есть у меня одно давнее правило: периодически читать книги нобелевских лауреатов разных лет. Это всегда очень качественная, эмоционально заряженная литература, хоть и порой некоторые вещи бывают довольно тяжёлыми для восприятия (такой стала, например, Пианистка Елинек Эльфриды, не говоря уже о книгах Солженицына).

И вот он, прекрасный, Орхан Памук, лауреат 2006 года, книги которого мне рекомендовали перед прочтением аж 5 раз и совершенно разные люди. Как я купила его произведения? Случайно.

Однажды в Петербурге закрывался на реконструкцию Дом Книги на Невском - знаковое место, откуда невозможно уйти без покупки. И в числе прочего, там были куплены «Музей Невинности» и «Мои странные мысли» (ещё не почитаны).

Куплены и – отложены в стопочку до лучших времён в пользу Артуро Перес-Реверте. С «Королевой Юга» в кармане чемодана я и уехала в аэропорт, а затем – в Стамбул.

О поисках Константинополя в Стамбуле в уже далёком 2021 году я как-нибудь напишу отдельный пост. А здесь речь пойдёт о настоящем музее Невинности, созданном в процессе написания одноименной книги и расположенном в затерянном мире турецких улочек, квартале Джихангир.

.
.

По сути, это рассказ о тоске по прошлому целой страны, а не только одинокого возлюбленного, утратившего любовь всей своей жизни. Это музей быта стамбульцев, где можно узнать мельчайшие детали, сопровождавшие их с детства: плакаты, пачки сигарет, популярный лимонад, билеты в кино, турецкие бренды – всё это очень близко человеку, некогда перепрыгнувшему из Советского Союза в Россию. Параллели проводятся мгновенно и легко.

И надо всем этим витает дух главной героини романа Орхана Памука, Фюсун, отомстившей самой себе за то, что столько лет мучила неизвестностью своего возлюбленного. А всё потому, что «Большинство людей всю жизнь не искренне переживают какие-то чувства, а постоянно играют в ограниченном пространстве для узкого круга зрителей спектакль из вынужденных и обязательных предписаний, ограничений и верований».

-3

Именно этим главные герои и занимаются всю книгу. Но делают это так изысканно, что ты погружаешься в омут их переживаний с головой, забывая выныривать за глотком свежего воздуха. Книгу лучше читать в отпуске или на выходных, чтобы не отвлекаться от неё на рутинные будни.

Разумеется, лучше сначала читать книгу, а только затем посетить музей. Лично мне точно надо будет попасть туда второй раз, чтобы ощутить послевкусие, увидев эту огромную стену с окурками сигарет, которые курила Фюсун во время долгих вечеров, описанных в романе. Для меня этот экспонат символизирует ожидание практически недостижимого, но такого желанного счастья.

Кстати, спойлер: на последних страницах романа напечатан билет в музей, который позволяет каждому, кто приобрел книгу, посетить его бесплатно, при наличии с собой печатной версии книги. Подарок прекрасного автора своей аудитории. Хотя, мне не жалко будет снова заплатить. Музей прекрасен.

«Своим музеем я хочу научить людей гордиться собой. Я много ездил, много повидал: пока только европейцы гордятся собой, большая часть мира себя стесняется. А если бы то, что вызывает у нас стыд, было бы выставлено в музеях, оно бы сразу стало предметом гордости» - говорит главный герой Кемаль. Порой лично мне тоже не хватает поводов для гордости, и я ищу их вокруг, скупая старые открытки из детства в букинистических магазинах или вспоминая какие-то забавные случаи из 90-х и 2000-х.

На всякий случай, адрес музея Орхана Памука в Стамбуле Beyoglu, Cukurcuma Caddesi, Dalgc Ckmaz, 2. И книгу к прочтению тоже всячески рекомендую. Она удивительная, как турецкий кофе – невозможно повторить в домашних условиях, остаётся только возвращаться к этому произведению искусства и наслаждаться его колоритом.

Читайте также.