История Невьянска началась еще в 1628 г, когда в 7-ми верстах от поселения на реке была обнаружена болотная железная руда, которой впоследствии заинтересовался боярский сын Ивана Шульгина из Тобольска.
В Невьянске сохранилось довольно много необычной деревянной архитектуры.
Смотрите, все старые уральские избы строились на века и представляли собой не просто дом, а крепость, огороженную высоким забором, почти всегда состоящую из двух строений, с дощатым настилом по дворе; толщина бревен иногда была такой, что и обхватить её человеку просто нельзя.
.
А еще, Дмитрий Мамин-Сибиряк, писал, что все заводское дело на Урале поставлено раскольничьими руками. Потому что кержак — он всегда трезвый, всегда на работе и отвечает за дело рук своих.
В начале февраля 1702 года Никита Антуфьев (Демидов) просил Сибирский приказ пожаловать ему Невьянские заводы. В начале марта появился указ о передаче Невьянского завода Никите Демидову.
После смерти Никиты Демидова в 1725 году все горнозаводское хозяйство на Урале перешло к его сыну Акинфию Демидову. Он его преумножил и к 1736 году «демидовское царство» со столицей в Невьянске состояло из 22 железных и медных заводов, 96 рудников, 36 сел с многочисленными деревнями, трех пристаней. В этом царстве работало около 36 тыс. рабочих и служащих.
В середине 20-х годов XVIII века на Невьянском заводе появились каменный господский дом и заводская контора.
А рядом с деревянной церковью поставили каменную колокольню, которую более двухсот лет любопытствующие путешественники будут называть падающей, а местные жители их поправлять: "Нет! наша башня - наклонная!"
Невьянская башня словно создана для того, чтобы поражать воображение. Толщина стен нижнего этажа - около двух метров. Строили башню из кирпича, называемого подпятным (глину месили пятками). Приходил приказчик и тростью, как щупом, проверял работу: готова ли глина для формовки.
Кирпич длиною 32 сантиметра имел клиновидную форму, чтобы башня не съезжала (невьянцы такой кирпич называли "морковным"). Башня состоит из мощного четырехэтажного четверика, трех восьмигранных ярусов с балконами и шатра с флюгером.
Уральская земля словно выталкивала золото из своих недр.
Его находили не только опытные рудознатцы. Некая крестьянка с верхней Нейвы - Олена случайно наткнулась в лесу на почти полуторакилограммовый самородок!
Еще около полувека невьянские заводчики будут тщательно скрывать от государственных чиновников золото.
В 1812 году Сенат издает указ "О предоставлении права всем российским подданным отыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платежом в казну подати".
Теперь заводчики и просто азартные люди могли перелопачивать землю, не опасаясь, что все найденное золото будет изъято в казну без какого-либо вознаграждения
Металлические стержни, удерживают конструкцию башни.
Тяжелые двери, украшенные грубым, варварски красивым чугунным литьем; пустые, свежепобеленные комнаты, напоминающие монашеские кельи;
лестницы всех видов - деревянные и каменные, широкие и узкие, прямые и закрученные в штопор; наклонные, поэтажные полы, где любого стоящего на них так и сносит неведомой силой к каменной стене...
В здании электростанции расположен Невьянский краеведческий музей.
С начала XIX века "железное дело" Невьянского завода все более сходит на нет. Варварски вырублены леса, сгоревшие в прожорливых топках домен, истощились оказавшиеся не столь богатыми рудные недра, да и новые хозяева (завод был продан) не могли сравниться с энергичными, предприимчивыми Никитой и Акинфием Демидовыми.
Теперь соседний Нижний Тагил ставил на своем железе знаменитое на всю Европу клеймо - "старый соболь", которым еще недавно невьянцы метили свою продукцию.
Казалось, еще немного, и Невьянск окончательно затеряется среди мелких уральских заводских поселений, но за этим городом, как за иным человеком, всегда стояла какая-то мощная жизненная сила, которая не давала ему пропасть.