Найти в Дзене
Ксюша бьёт баклуши

Мы в Сомалиленде: первые впечатления

Муж сказал, что девушка, сидящая с ним рядом, прижимается к нему бедром и обжигает жаром своего тела. Немудрено, - подумала я, - она купила перед отъездом шесть шоколадок "Пикник" и слопала их. Я ему поверила, потому что успела посидеть рядом с ней полтора часа и у меня брюки справа стали мокрые от её жара. Видимо, людей пустыни так раскаляет солнце. Горячая соседка оказалась к тому же "выступливой", - сказала мне: подвинься, - хотя мы заплатили за три места из четырёх. Пришлось супругу её построить: "Я сижу здесь, ты сидишь здесь. Поняла?" Она ответила: "Окей", - и замолчала, почувствовав мужское слово.

Едем на джипе из Джибути в столицу Сомалиленд Харгейса.
Едем на джипе из Джибути в столицу Сомалиленд Харгейса.

Муж увидел, что попутчица на переднем сиденье поранила руку и вытирает кровь салфеткой. С ней мы уже общались на погранконтроле, она была единственной из группы местных, кто выражал нам симпатию. Женщина рассказала, что едет домой в Сомалиленд и не летит потому, что ей плохо в самолёте.

Этой женщине муж залепил лейкопластырем руку. Сомалиленд.
Этой женщине муж залепил лейкопластырем руку. Сомалиленд.

Супруг сразу же попросил меня достать лейкопластырь и заклеил ей рану, - она охотно протянула руку, а остальные светили телефонными фонариками. Я подумала: "А говорят, что к мусульманским женщинам чужие мужчины не должны прикасаться". Потом вспомнила, как в Сербии он спас собаку, вытащив её из-под колес автобуса.

Пустыня ночью смотрится белоснежной. Сомалиленд.
Пустыня ночью смотрится белоснежной. Сомалиленд.

Казалось, что мы едем по полному бездорожью, но несколько раз нашей машине преграждал путь символический шлагбаум из двух прутов и натянутой между ними верёвки. Водитель послушно останавливался, разговаривал с охранником, платил ему деньги, тот опускал верёвку и мы мчались дальше. Как машина и верёвка встречались друг с другом на этом бездорожье - оставалось большой загадкой.

Сомалиленд.
Сомалиленд.

На одном пункте проверки все наши попутчики дружно достали какие-то бумаги и начали кричать: "Ресит-ресит". Мы спокойно сидели, пока очередь не дошла до нас. Муж вышел из машины с паспортами, но без ресита, а мне женщины сказали: "Сиди тихо в машине".

Я вижу через окно, что наши попутчицы отважно нас защищают, споря с людьми в военной форме, доказывают, что туристов надо пропустить, на границе нам уже поставили печать и мы никому ничего не должны. Больше всех заступалась женщина с заклеенной рукой. Но это не помогло, мужа увели, а я подумала: какова же будет цена вопроса? Варианты: 1) высадят и отправят обратно в Джибути. 2) возьмут деньги и пропустят. А если деньги, то сколько?

Муж подошел к машине и сказал мне в окно: приготовь 120 долларов. Все попутчики стали повторять, как эхо: 120 долларов, 120 долларов, - как будто они понимали, что такое 120. Нам выдали две официальные бумажки под названием "Ресит" - это был въездной сбор, и отпустили.

Смотрите видео: Ночь в пустыне

Потом машину остановили какие-то люди в темноте, которые просто сидели и лежали на песке. Я их испугалась, подумала, что сейчас нас убьют сомалийские пираты пустыни, и, если просто убьют, то хорошо. Оказалось, что у них застряли машины и нужна была наша помощь. От аккумулятора завели другие автомобили и поехали дальше.

Мы обсуждали с мужем, что движет нашим водителем, почему ему нравится вести автомобиль по бездорожью, ночью, вместо того, чтобы спокойно работать таксистом в городе. Он устроил гонку с другой машиной и, мы были для него просто как полезный груз. Я тут же вспомнила Камчатку, где водители работали в разных организациях и ведомствах, но для удовольствия гоняли на джипах - возили туристов на вулканы.

Периодически мы форсировали вброд небольшие речки, но чаще приходилось преодолевать рытвины и канавы. На часах было два ночи, когда я стала отключаться от усталости, хотя до этого считала, что заснуть в таких условиях невозможно. Мой мозг точила одна мысль: как мне сесть поудобнее, чтобы продержаться до утра - пятая точка превратилась в синяк, а мужу хоть бы хны, он ведь каждый день ездит на велосипеде по 30 км на работу, у него там наверняка наросла мозоль.

Неожиданно машина остановилась возле какой-то сакли и все вышли. Люди так быстро исчезли в темноте, что я не успела заметить, куда они делись, а муж сказал, что все укрылись внутри этой хибары. Мы тоже двинулись вслед за ними, но хозяин сказал: "Нельзя" и показал знаками, что они там будут спать.

Водителю он вынес топчан, поставил за машиной, положил на него матрас, на который тот улегся и уснул. Мы стояли одни в темноте и не знали, что делать, спросить не у кого - кругом пустыня. Муж сказал: "Пошли тогда в машину, я не буду спать на местных вшивых матрасах". Я ответила: "А тебе никто их и не предлагал".

Мы так классно улеглись на сиденьях, закрыли двери, что муж тут же отключился, а я еще слушала песню муэдзина, видимо, где-то недалеко была мечеть... И думала: на часах 4.15, сейчас кто-нибудь подойдет, зарежет нас и никто не узнает, потому что наши фамилии перед поездкой даже не переписали (перед отплытием на остров Маскали в Джибути нас переписывали). А потом я подумала, что полицейские всё-таки выдали нам "Ресит" и поэтому знают, с кем мы едем, - эта мысль меня успокоила и я уснула.

Сплю в джипе. Сомалиленд.
Сплю в джипе. Сомалиленд.

Проснулись 6.45, уже вовсю светит солнце, я вижу, что нас окружают горы. Подошел водитель и сказал мне: "Гуд морнинг". Надо же, - подумала я, - может быть тут кто-то знает английский? Хотя в Википедии написано, что в Сомалиленд один из официальных языков английский - здесь на нём никто не говорит.

Горы. Сомалиленд.
Горы. Сомалиленд.

Ожидания мужа не оправдались - хорошая дорога так и не появилась. Наша соседка достала из сумки лицевую занавеску и закрылась ею по глаза - значит мы подъезжаем к городу. Въехали в столицу Сомалиленда по бездорожью. Асфальта в Харгейсе нет от слова совсем и это в миллионном городе (позже мы нашли две улицы с асфальтовым покрытием).

За машиной топчан, на котором спал водитель. Харгейса. Сомалиленд.
За машиной топчан, на котором спал водитель. Харгейса. Сомалиленд.

Всего проживают в стране около 4 млн. чел., как в Татарстане, а территория государства больше территории всех прибалтийских республик вместе взятых. Сомалиленд - это часть Сомали, которая отделилась от нее после гражданской войны 30 лет назад (как Абхазия от Грузии). Проживает здесь один и тот же народ, разделённый колонизаторами на несколько государств: французский Сомали (современный Джибути), английский Сомали (Сомалиленд) и итальянский Сомали, тот, который мы все знаем, это огромное государство - по величине, как три Великобритании.

Из независимых государств в Африке оставались Либерия и Эфиопия. Джибути принадлежала Франции, Сомалиленд - Британии, а Сомали - Италии.
Из независимых государств в Африке оставались Либерия и Эфиопия. Джибути принадлежала Франции, Сомалиленд - Британии, а Сомали - Италии.

В Сомалиленде сейчас в отличие от самой Сомали достаточно спокойно, хотя гражданам США и европейским туристам категорически не рекомендуют ехать в эту страну, но, если всё же поехали, то предупреждают, что двигаться надо по протоптанным дорожкам и в сторону лучше не отходить - здесь еще много необезвреженных мин.

В современных источниках Сомалиленд называют сепаратистами.
В современных источниках Сомалиленд называют сепаратистами.

Во время гражданской войны Харгейсе особенно досталось, здесь всё разбомбили, а эта республика до сих пор не признана мировым сообществом.

Харгейса, Сомалиленд.
Харгейса, Сомалиленд.

Здесь нет никаких посольств и консульств, если с нами что-то случится, обращаться за помощью некуда, хотя в своё время в Бербере (главный порт Сомалиленда) СССР построил самую большую взлетно-посадочную площадку для своей военно-морской авиации. Она потом использовалась американцами как запасная посадочная полоса для Шаттлов. Еще там до сих пор сохранился микрорайон Москва.

Харгейса, Сомалиленд.
Харгейса, Сомалиленд.

Итак, 16 часов в пути от границы с Джибути и мы в столице Сомалиленда. Нас выгрузили на въезде в город и до выбранного отеля (его заказать через отельные агрегаторы типа букинг.ком невозможно) добрались на такси. Отель внешне не впечатлил, и мы пошли искать другой. По пути поменяли деньги и купили местную симку, подключили интернет.

Харгейса, Сомалиленд.
Харгейса, Сомалиленд.

Деньги тут меняют, как в Афганистане: меняла сидит на скамейке на улице, перед ним стоит привязанная к камню металлическая клетка, где вместо птиц и кроликов "сидят" пачками деньги.

В клетках сидят деньги. Харгейса, Сомалиленд.
В клетках сидят деньги. Харгейса, Сомалиленд.

Этим бизнесом занимаются и мужчины и женщины, значит, это не опасно. Да, женщины в этой мусульманской стране не сидят дома, а работают. Похоже, Сомалиленд, действительно, свободная демократическая республика.

Меняю деньги. Харгейса, Сомалиленд.
Меняю деньги. Харгейса, Сомалиленд.

Второй отель за 49 долл. мне понравился, даже включен завтрак, но вода в душе еле бежит - три жалкие струйки. Идём искать дальше. Мне снова дурно, голова кружится, но такое самочувствие легко объяснимо - мы опять в горах, на высоте 1300 метров.

Смотрите видео: Моя 123 страна в копилке

Третья попытка найти гостиницу - удачная. Вода идёт нормально, цена отеля вдвое ниже, всего 25$, правда, без завтрака, но он нам и не нужен. Администратор показал мне номер, а, когда узнал, что я - русская, очень обрадовался. Сразу сказал по-русски: "Сегодня я буду пить молоко".

В отеле. Харгейса, Сомалиленд.
В отеле. Харгейса, Сомалиленд.

Я не увидела кнопку включения нагревателя, она была в комнате, а не в ванной, потому помылась холодной водой, надела для тепла носки и кардиган, легла в постель и вырубилась.

Харгейса, Сомалиленд.
Харгейса, Сомалиленд.

Проснулась через два часа, и мы пошли топтать город. В уличном кафе попили чай с булками - на двоих заплатили 7000 шиллингов - в переводе 60 рублей. Чай здесь называется "ща", а кофе - "бун", почти как в Эфиопии.

Смотрите видео: Непростое путешествие в Сомалиленд

В городе асфальтирована только центральная улица, по которой все фланируют. Есть памятник нашему МиГу - трофей, отнятый у сомалийцев. Называется он "Монумент независимости".

Добрались до Харгейсы, столицы Сомалиленд. Монумент независимости.
Добрались до Харгейсы, столицы Сомалиленд. Монумент независимости.
Памятник сотовой связи "Телесом". Харгейса, Сомалиленд.
Памятник сотовой связи "Телесом". Харгейса, Сомалиленд.
Харгейса, Сомалиленд.
Харгейса, Сомалиленд.

Показательно, что за последние 30 лет здесь было пять Президентов и каждый раз легитимно избирали, никаких переворотов.

Смотрите видео: На площади независимости в Харгейсе

А ещё нашли спа-салон в бизнес-центре "Бурдж Омар", до обеда там принимают женщин, а вечером - мужчин. Я записалась на массаж - пойду завтра в полдень.

Отель "Бурдж Омар", Харгейса, Сомалиленд.
Отель "Бурдж Омар", Харгейса, Сомалиленд.

На обратном пути выпили по апельсиновому фрешу в кафе-мороженое - вполне приятное место.

Смотрите видео: Кафе-мороженое в Харгейсе

Ну всё, пора заканчивать этот день, он и так получился необычайно длинным. На ужин купили бананы, гуаву и манго.

Харгейса, Сомалиленд.
Харгейса, Сомалиленд.

Здесь всё стоит смешные деньги, хотя замусоленные бумажные купюры с тремя нулями, но к этому быстро привыкаешь.

Харгейса, Сомалиленд.
Харгейса, Сомалиленд.

Эту песню слушала женщина, "которую муж спас", отрывок я поставила в предыдущем репортаже, а здесь она полностью:

поёт Кумар Дуле

Продолжение: Мои ошибки в Сомалиленде ссылка

Предыдущий репортаж: Как начинался наш джип-тур по Сомалиленду ссылка