"Северу скажу: `отдай'; и югу: `не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил" (Исайя 43:6,7)
В чем заключается смысл моей жизни? Для чего вообще я живу? Это - не праздные вопросы, которыми человек задается "от нечего делать". Это - то, что может вдохновить меня на активную деятельность, если я в этой деятельности вижу глубокий смысл, а может полностью деморализовать и в итоге вообще парализовать, если никакого смысла я не вижу. Особенно острыми становятся эти вопросы тогда, когда человека охватывает сильная депрессия, или жизнь оказывается под реальной угрозой. Ведь если меня убьют, то что после меня останется? Если ничего особенного, то получается, что жил я зря, бестолку. Согласитесь, это весьма грустный вывод, неудача в наивысшей степени, которой очень хочется избежать, либо нужно смириться с этой неудачей и как-то доковылять до смерти, влача бессмысленное существование.
Но в чем же тогда он заключается, этот смысл жизни? Обычно люди видят его либо в продолжении своего рода, то есть в детях, либо в каких-то результатах своего труда. Однако продолжение рода само по себе имеет весьма сомнительный смысл. Оно говорит лишь о том, что я, не имея в своей жизни смысла, передал эту бессмыслицу по наследству следующему поколению. Мол, сам не нашел смысла - пусть дети теперь его ищут, потом дети детей, и так далее, до бесконечности. Очевидно, смысла в этой цепочке бессмыслицы нет никакого.
Может быть, смысл жизни в том, чтобы детей чему-то научить, передать им результаты своего труда, и не только детям, но и всему человечеству? Но ради чего? Должна же быть какая-то цель научения, цель передачи результатов труда! Чтобы им лучше жилось? Но лучше жилось - опять же ради чего? В чем смысл лучшей жизни? По сути, мы просто вернулись к исходному вопросу, так и не ответив на него.
Таким образом, любой распространенный вариант ответа на вопрос о смысле жизни замыкает жизнь на ней самой, мол смысл жизни - в самой жизни, а слишком много думать - вредно.
Однако думать - никогда не вредно. Смысл (цель существования) какой-либо сущности не может заключаться в самой этой сущности, цель всегда лежит вне ее. Например, цель существования автомобиля заключается в том, чтобы он служил своему владельцу для передвижения этого владельца или для перевозки грузов, а вовсе не ради того, чтобы этот автомобиль сам по себе существовал у владельца под окнами. Или, например, цель существования микроволновки - не в том, чтобы самой по себе стоять или даже периодически гудеть, а в том, чтобы ее хозяин мог разогреть себе пищу. То же справедливо и по отношению к нашей жизни: ее смысл (цель) - никак не в ней самой, а в чем-то вне ее.
Если же на какой-то вопрос ответ не находится, то это может значить только одно: сам вопрос сформулирован некорректно, либо имеется ошибка в исходных данных (что примерно одно и то же). Как это относится к нашей теме, в чем может заключаться некорректность нашего вопроса? Мы сформулировали вопрос так: "в чем заключается смысл жизни?", как если бы жизнь существовала сама по себе, "висела в воздухе" без внешнего источника, без Творца. Но если жизнь существует не сама по себе, если она сотворена Творцом, то разумно будет сформулировать наш вопрос иначе - "зачем нас сотворил Творец, зачем Он дал нам жизнь?"
Я не буду здесь доказывать существование Творца. Я лишь покажу, что с точки зрения сотворения жизнь становится весьма таки осмысленной, и смысл ее - вовсе не в ней самой.
Итак, если мы хотим узнать, зачем нас сотворил Творец, то об этом разумно спросить у Него Самого, а не у других творений, подобных нам. Единственный воскресший из мертвых, Иисус Христос Своим воскресением доказал, что Его интерпретация Творца - единственно верная, поэтому с вопросом о цели нашего сотворения мы обратимся к Библии.
Что же говорит Библия о цели сотворения человека? Апостол Павел утверждает, что Бог произвел человеческий род для поиска Бога:
Деяния 17:26 "Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога".
А что будет с нашедшими Бога? Пророк Исайя пишет о том, что Бог сотворил, образовал и устроил нас для Своей славы:
Исайя 43:6,7 "Северу скажу: `отдай'; и югу: `не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил".
В послании к Ефесянам апостол Павел неоднократно говорит о том, что цель нашего усыновления Богу, искупления и наследования Богу - похвала Его славе:
Ефесянам 1:5-6"предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей",
Ефесянам 1:11-12 "В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа",
Ефесянам 1:13-14 "В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его".
Таким образом, смысл нашей жизни - в прославлении Бога, в похвале Его славы! В принципе, на этом данную заметку можно было бы закончить, так как ответ на исходный вопрос получен. Но что конкретно значит это слово - "прославление"? Может быть, 24 часа в сутки перебирать струны арфы и петь "аллилуйя"? За ответом обратимся снова к Библии:
Иоанна 15:8 "Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками".
Но о каких плодах идет речь? Вероятно, речь идет о тех самых результатах нашей деятельности, о которых я упоминал выше в контексте одного из вариантов цели (смысла) нашей жизни. Вот только выше речь шла о предназначении этих результатов для жизни самого человека, его детей или других людей, что приводило к цепочке бессмысленности (жизнь ради самой жизни), здесь же эти результаты направлены вовне жизни любого из людей, а именно - на прославление Бога, что приводит к осмысленности этих результатов.
Итак, с плодами стало чуть понятнее, но почему мы обязательно должны быть Его учениками? Очевидно, без этого ученичества прославление может направиться в ложном направлении, а именно на самого себя ("какой я крутой!"), а в случае ученичества у Христа станет понятно, что заслуга - Его, а не моя собственная. Есть также еще одна причина необходимости ученичества, но о ней чуть ниже.
Пока же продолжим рассуждать. Какие именно результаты нашей деятельности (плоды) имеются в виду? Для ответа мы вновь обращаемся к Библии:
Галатам 5:22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
Ефесянам 5:9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
Римлянам 6:22 "Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная".
Резюмируя эти слова, мы получаем, что прославление Бога осуществляется через следующее:
- через определенные качества нашего характера (долготерпение, доброта, нетерпимость ко греху, приверженность правде);
- через определенное состояние нашего сердца (мир, радость);
- через определенное отношение к другим людям (любовь, милосердие);
- через определенное отношение к Богу (вера).
Что мы можем увидеть из этого перечня?
- Эти результаты (плоды) - не какие-то конкретные действия, не новые знания и не материальные сущности, а наши духовные качества, причем те качества, которые изначально уже существуют у Христа, то есть это - Его качества.
- Откуда эти плоды берутся? Из слов апостола мы видим, что это - результаты (плоды) вовсе не нашей деятельности, а деятельности Духа (то есть Самого Бога), как мы читаем - "плод Духа".
Важно отметить, что Христос полностью исключил возможность принесения нами самими каких-то плодов вне единства с Ним:
Иоанна 15:5 "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего".
Отсюда становится окончательно понятно, почему настолько необходимо наше ученичество у Христа - не только потому, что иначе возникнет соблазн приписать заслуги себе (по сути - прославить себя вместо Бога), но еще и потому, что без этого ученичества, без единства со Христом необходимых плодов вообще не может быть. Впрочем, какие-то плоды у нашей собственной активности конечно есть, только такие без-христовые "плоды" не прославляют Бога (будучи не связанными с Ним Самим), а значит - не являются смыслом и целью нашей жизни, они - как минимум бестолковые, продолжение все той же бессмыслицы, а в худшем случае - они порочат Бога, то есть работают против цели нашей жизни.
Что же тогда получается? Все, что в моей жизни имеет смысл или придает ей смысл - строго говоря, не от меня самого. Эти придающие смысл плоды - хоть и относятся ко мне, но они - плоды не моей деятельности, а Божьей. Это - плоды Божьего Духа, являющиеся результатом моего единства со Христом и отражающие качества Самого Христа.
Но тогда возникает парадоксальный вопрос: если перечисленные выше мои качества, мое состояние, мои отношения, являющиеся плодами, отражают не мои качества и состояние и отношение (а Христа), если источник этих плодов в моей жизни - не я (а Дух Христа), то моя ли вообще это жизнь?! Кто живет моей жизнью - я, сам по себе не имеющий отношения ни к самим качествам, ни к их источнику, или Христос, Который является и обладателем этих качеств, и их источником во мне? Здесь я говорю о жизни осмысленной, направленной на прославление Бога, а не о жизни бессмысленной, зацикленной на саму себя.
Получается, что для того, чтобы моя жизнь обрела смысл - она должна перестать быть моей, я должен перестать считать ее своей! Именно об этом пишет апостол Павел:
Римлянам 5:10 "Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его".
О чем здесь идет речь? Речь идет о Евангелии, "радостной вести" о том, что Сам Бог взял на Себя наказание за все наши грехи через смерть Своего Сына Иисуса Христа и таким образом примирил нас с Собой. Но вот что важно - на этом примирении действия Бога не заканчиваются, они продолжаются в нашем спасении Его жизнью, то есть жизнью Его вместо жизни нашей собственной. О каком спасении идет речь, о спасении от чего? Во-первых, как сказано в Рим.5:10 - о спасении от наказания за наши грехи, а во-вторых - о спасении от нашей собственной греховной жизни, смысла в которой никакого нет, так как никаких плодов, делающих ее осмысленной, такая жизнь принести не может.
Апостол Павел подводит итог всему вышесказанному:
Галатам 2:20 "и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня".
Вот он, подлинный смысл жизни - чтобы ею жил не я, а Христос через меня! Но как же этого добиться? Апостол не говорит, как он этого добился, он просто констатирует это как свершившийся факт жизни Христа в нем, ставший результатом того, что Христос возлюбил его и предал Себя за него. Эта любовь Христа к нему и самопожертвование Христа ради него перевернули жизнь Павла, сделали ее принадлежащей не самому Павлу, а Христу.
Точно так же и для нас - через осознание любви Христа к нам и самопожертвование Христа ради нас мы должны отказаться считать свою жизнь своей собственной, должны осознать как свершившийся факт наше единство с Христом и с теми, в ком также живет Христос, осознать как факт, что наша жизнь - не наша, а Его жизнь, и смотреть на каждого из людей и на каждую ситуацию с точки зрения Христа, ставшей теперь нашей собственной точкой зрения. В этом осознании будет заключаться наше отвержение самого себя, в такой жизни будет выражаться наше ученичество, и как итог - произойдет обретение святости, любви, доброты, милосердия, правды, мира, радости и др., которые являются качествами Самого Христа, произойдет обретение вечной жизни. В конечном итоге именно это прославит Отца Небесного, Который единственный достоин такой славы!
Римлянам 11:36 "Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь".
Ему слава - поясняет апостол Павел - потому что именно Бог во Христе является Творцом жизни и мироздания вообще, нашим Спасителем от заслуженного нами наказания за грехи и от самих грехов, а также Он является и источником, и самой нашей новой жизнью. Именно поэтому вся наша жизнь направлена к Нему, и Его прославление, возвеличивание, превозношение становится единственным логичным выводом о цели и смысле нашей жизни, которая теперь суть Его жизнь! И эта слава - во веки, так как воскресший Христос никогда больше не умрет, и если Он живет в нас уже сейчас, то Он будет продолжать жить и славить нами Бога вечно!
P.S. Знаете, это очень вдохновляет! Видеть и общаться с абсолютным идеалом Любви и Правды, участвовать в Его деятельности по спасению и преображению обреченных на бессмысленное существование и вечную смерть, быть частью Его прославления как вектора всего мироздания, а также знать, что теперь это навсегда и даже смерть не станет помехой - это реально круто, этим стоит жить!