Найти в Дзене
Я_так_вижу

Добро пожаловать, мы закрыты: Как старые кладбища становятся музеями

Более 50 лет назад в Туле закрыли Всехсвятское кладбище. На его поверхности сейчас находится примерно 350 тысяч захоронений. Лишь за 4 тысячами из них  ухаживают родственники. Официально кладбище является музеем, но далеко не всем надгробиям суждено было стать частью туристического маршрута. Чем в итоге закончилась инвентаризация некрополя, почему о многих могилах предпочли забыть, и как 3-D технологии помогают спасти исчезающую историю  – в  этом материале. 1963 В самой заросшей части кладбища, среди поваленных деревьев и могил без имен и дат, возвышаются три однотипных памятника. Рядом друг с другом лежат студенты Тульского политехнического института. О том, как они умерли, говорит лишь почти стертая надпись: «Трагически погибли». Самому старшему из них – Вячеславу Никитину – было всего 22 года. Этот участок показал нам краевед Михаил Майоров. На памятниках нет точной даты трагедии. Только год – 1963. В онлайн-архивах об этом относительно новом для старинного кладбища захоронении не
Оглавление

Более 50 лет назад в Туле закрыли Всехсвятское кладбище. На его поверхности сейчас находится примерно 350 тысяч захоронений. Лишь за 4 тысячами из них  ухаживают родственники. Официально кладбище является музеем, но далеко не всем надгробиям суждено было стать частью туристического маршрута. Чем в итоге закончилась инвентаризация некрополя, почему о многих могилах предпочли забыть, и как 3-D технологии помогают спасти исчезающую историю  – в  этом материале.

1963

В самой заросшей части кладбища, среди поваленных деревьев и могил без имен и дат, возвышаются три однотипных памятника. Рядом друг с другом лежат студенты Тульского политехнического института. О том, как они умерли, говорит лишь почти стертая надпись: «Трагически погибли». Самому старшему из них – Вячеславу Никитину – было всего 22 года.

Этот участок показал нам краевед Михаил Майоров. На памятниках нет точной даты трагедии. Только год – 1963. В онлайн-архивах об этом относительно новом для старинного кладбища захоронении нет ни строчки. По рассказу исследователя, это одна из белых страниц в истории Тулы. Молодые люди погибли в институтской лаборатории. О случившейся трагедии все советские СМИ промолчали.

Этому району кладбища никогда не уделялось особого внимания. Тут не сохранилось могил именитых купцов и красивых древних надгробий. Протоптанные тропинки среди зарослей проложили любители пощекотать себе нервы, гуляя по некрополю, и люди без определенного места жительства, распивающие на скамейках горькую. Здесь никто не нарушает ИХ покой.

2016

В 2016 году администрация Тулы начала проводить на Всехсвятском кладбище инвентаризацию захоронений. Целью был поиск родственников покойных, ответственных за уборку могил. Власти обещали помочь им с благоустройством.  За полгода с заявлениями о признании могил «нужными» в комбинат спецобслуживания обратились около 4 тысяч человек. Среди них были и те, кто вызвался следить за порядком на могиле погибших студентов. На отдаленном участке вывезли мусор, опилили часть деревьев, поставили оградку. Однако подобраться к захоронению, чтобы положить цветы, почти невозможно. Беда кладбища изначально состояла в том, что оно имело хаотичную планировку.

«На территории царит досадный беспорядок. Никакой последовательности в раздаче мест, нет ни улиц, ни дорожек, ограды вокруг могил ломались и уносились, памятники портились…» (с) Викентий Смидович, 1880 г.

17??

Заросший участок кладбища, где покоятся студенты, лишь малая часть некрополя. Площадь Всехсвятского составляет 34 гектара. Это примерно 5 Тульских кремлей.

-2

На кладбище сохранились памятники и надгробия всех возможных форм – часовни, кресты, саркофаги, жертвенники… Естественно, родственников большинства людей, нашедших тут вечный покой, найти при инвентаризации не удалось. Но за многие захоронения вступились краеведы. По их мнению, наибольшую историческую ценность составляют надгробия из белого камня-известняка.

Это ручной продукт, который подлежит обязательному сохранению, а также научному описанию. Трогать его ни в коем случае нельзя, тем более природа тоже берет свое. Известняк – вещь ненадежная, дожди постоянно его размывают. С течением времени культурная ценность таких надгробий увеличивается и на это следует обратить внимание властей, – рассказал Михаил Майоров.

Надгробия из известняка планируется внести в «Каменный архив». В базу данных будут включены белокаменные саркофаги XVIII века. Для этого разработана методика бесконтактного цифрового моделирования. Для каждого памятника делается 200-300 фотографий. После этого они станут электронными музейными экспонатами.

Кладбище, к слову, является музейной территорией уже около 20 лет. Более того, оно давно превратилось в стихийный биосферный заповедник. Тут селятся птицы, в том числе, занесенные в красную книгу.

-3

350 тысяч захоронений – цифра очень примерная.  В начале сентября в интервью журналу «ИШЬ» первый директор музея «Тульский некрополь» Ирина  Ковшарь пояснила, столько могил только на поверхности.

Со старыми камнями чаще всего происходило так: места мало, кто-нибудь заплатил, чтобы похоронили поближе ко входу, и старое надгробие просто сбрасывали, так же поступали с плитой постамента. Могилку копали свеженькую, косточки, если попадутся — в сторону, и хоронили новенького покойничка, – рассказала Ковшарь.

1970

Закрытие Всесвятского кладбища, как места для захоронения, официально состоялось 25 сентября 1969 года. Уже в 1970-х было принято решение о его уничтожении в соответствии с генпланом архитектурного развития Тулы. Михаил Майоров написал об этой вехе истории города в своих книгах «Тени старого кладбища».

В этих моих книгах цитируются ужасные решения об уничтожении кладбища. Кладбище было закрыто в 1969 году и уже через год «дельцы» тогдашние решили, что оно не нужно. Но в те годы оно было еще более или менее ухоженным, сколько народу было живо, сколько ходили к родственникам. Герои Советского Союза тоже ведь не в одном месте похоронены. Любая перепланировка обязательно заденет ценный культурный объект, — отметил историк в интервью каналу Тула-24.

Городские власти планировали устроить на месте кладбища мемориальный сквер и сохранить могилы наиболее значимых для Тулы людей. Помешало воплощению идеи лишь то, что в соответствии с существующими санитарными нормами, трогать могилы было запрещено аж до 2000 года.

2019

Музей «Тульский некрополь» сейчас является частью Тульского историко-архитектурного музея. Он занимается фондовой работой, и у отдела нет даже ставки рабочих, которые могли бы продолжать уход за культурными памятниками.

По итогам инвентаризации 2016 года, кладбище планировали привести в порядок и постепенно ликвидировать на нем опасные деревья, которые падают на надгробия, разрушая их. Сделать это в полной мере пока так и не удалось. Активисты ОНФ в августе этого года помогли тулячке добиться от КСО ликвидации дерева, упавшего на могилу ее отца – ветерана Великой Отечественной войны.  Официально же уборка упавших деревьев в перечень работ комбината спецобслуживания не входит.

Зато на их балансе, например, стоят офицерские, братские захоронения времен Великой Отечественной войны. Часть более старых, исторически ценных для города могил, восстанавливают волонтеры.

В целом же, согласно нормативным актам, ответственность за содержание захоронений лежит на родственниках усопших. Это значит, что большая часть могил рано или поздно просто канет в Лету под новым слоем земли.

Место упокоения тульских студентов на заросшем участке кладбища не входит в экскурсионный маршрут. Оно не стало для города знаковым. Эта трагедия так и останется белой страницей в истории Тулы. Сколько еще таких страниц хранит давно закрытое, но самое посещаемое кладбище города – остается только догадываться.

(Материал был написан для портала ТСН24 в 2019 году)