Найти тему

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ 1935 ГОД

Оглавление
Геннадий Голобоков "Земная белка". Изображение взято из открытых источников
Геннадий Голобоков "Земная белка". Изображение взято из открытых источников

Советская фантастика 1935 года вполне традиционна для тех лет. Все больше места на страницах периодики отводится научно-фантастическому очерку — слегка беллетризованному отчету об изобретениях и усовершенствованиях, которые могут быть сделаны в ближайшем будущем. Однако появляются в печати и произведения крупной формы. Во всяком случае, читателю того времени было чем развлечь себя в часы отдыха.

Иллюстрация к роману Дмитрия Бузько "Хрустальный край". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к роману Дмитрия Бузько "Хрустальный край". Изображение взято из открытых источников

В Хрустальном краю

Украинский писатель Дмитрий Иванович Бузько родился в 1891 году. Окончил Одесскую духовную семинарию. Участвовал в антиправительственных выступлениях студентов. В 1907 году был арестован и приговорен к каторге, которую заменили ссылкой. Бежал из ссылки за границей. Получил в Европе сельскохозяйственное образование. В феврале 1917 года вернулся в Россию. В Петрограде стал членом Северного обкома от партии левых эсеров, но через год порвал с ними, переехал в Киев и примкнул к петлюровцам, занимал дипломатическую должность в правительстве Украинской народной республике. С петлюровцами Бузько тоже не ужился. Примкнул к большевикам. В 1920 году стал сотрудников Одесской губернской ВЧК. Участвовал в ликвидации банды атамана Заболотного. Эти события легли в основу первой книги Бузько «Лесной зверь». Впоследствии посвятил себя литературному творчеству и кино. Работал в «Укркинофотообъединении». По его сценариям снято несколько художественных фильмов. В 1937 году был арестован и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в том же году.

В фантастике Бузько отметился единственным романом «Хрустальный край». По сюжету немецкий химик Фриц Грубер создает стекло необычной прозрачности и прочности. Преследуемый властями, изобретатель перебирается в СССР, где его открытие получает широчайшее применение.

«Их сказочный город приблизился к ним. Драгоценные камни, сожженные на солнце — разноцветные дома. Настоящие самоцветы, ведь гений человека, открыв для себя строение и способ образования ценных кристаллов из-за его редкости, теперь создавал их сам и строил из них хрустальные дома. Голубые волны синего Каспийского моря, бывшего Мертвого моря, плескались в кристально чистой гавани Хрустального города. Зеленые сады, хрустальные оранжереи, зеленые луга с источниками воды, добываемой из глубин, бархатный пояс окружали Хрустальный город со стороны земли. Из города хрустальные гадюки бежали в Кара-Бугаз, на производство, в стеклянных желобах, электропоездах. Далее, в бывшей пустыне, а теперь и в зеленой земле, то тут, то там расположены кристально чистые города...

«Хрустальная земля, — воркнул Валя, любуясь пейзажем, — здесь вообще нет старых каменных городов. Здесь все новое. Новая, кристальная жизнь...»

Фотография Д.И. Бузько. Иллюстрация взята из открытых источников
Фотография Д.И. Бузько. Иллюстрация взята из открытых источников

Гражданин Этландии

Не менее причудлива судьба и другого советского писателя.

Эрик Ингобор (настоящее имя Николай Аркадьевич Соколовский) родился в 1902 году. Учился в ГЭКТЕМАСе (Государственные экспериментальные театральные мастерские). Работал в таировском Камерном театре режиссером. В 1927 году поставил в Ленинградском театре сатиры гротескную комедию Якова Мамонтова «Республика на колесах». Роль одного из главных героев — Андрея Бубки, бандита, карьериста, забулдыги, пьяницы и ловеласа сыграл Леонид Утесов. С этого спектакля начала свою жизнь знаменитая песня «С одесского кичмана». В начале Великой Отечественной войны был призван в писательское ополчение, но уже в октябре 1941 года попал в плен, отправлен в концлагерь Землов в Померании. Числился пропавшим без вести, но существует версия, что после войны остался в Западной Германии. Под псевдонимом Николай Горчаков участвовал в литературной жизни русской эмиграции, работал диктором на радио «Свобода». Скончался писатель не ранее 1985 года.

Обложка романа Эрика Ингобора "Этландия". Изображение взято и открытых источников
Обложка романа Эрика Ингобора "Этландия". Изображение взято и открытых источников

Роман, опубликованный в 1935 году повествует о вымышленной буржуазной стране Этландии. Повествование ведется от имени уроженца этой страны. И вот как он к ней относится:

«Что еще может показаться для вас интересным в этой стране?

Этландцы гордятся тем, что в их отечестве священный принцип частной собственности достиг наиболее пышного цвета. Вы увидите, как на этом острове капитализм разросся буйными тропическими джунглями.

О, горестный остров! Помойка мира. Все худшее, что рождается самыми злобными головами человечества, находит в тебе свою отчизну.

Все зло, вся глупость мира, словно падая, оседая, стекают, как на дно, в твои города...»

Рис. И. Иванова. Изображение взято из открытых источников
Рис. И. Иванова. Изображение взято из открытых источников

Однако этландцам не чужда и некоторая изобретательность.

«На эстраде стоял автомат Энрик-9. Стальные цилиндры его рук и ног сияли под огнями рампы. Бледный, щуплый, с детски-застенчивыми глазами, инженер стоял рядом со своим неуклюжим угрюмым детищем, волновался, часто снимал очки, ерошил волосы и путано заканчивал объяснения конструкции автомата:

— …силой, приводящей в движение автомат, является электрическая энергия. В отличие от андроидов и автоматов семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков, приводившихся в движение пружинами часовых механизмов, являвшихся «механическими людьми», Энрика-9 можно назвать «электрическим человеком»… При работе автомата в шахтах, у конвейеров питание электрической энергией производится через проводку, изолированный шланг. На горных разработках, в полях и в ряде случаев, когда трудна проводка, автомат работает на аккумуляторах, расположенных в его спине. Электромотор мощностью в двенадцать лошадиных сил, приводящий в движение автомат, находится в барабане его груди… В ряде производственных процессов нужна большая устойчивость автомата. Мне пришлось много поработать в поисках формы жироскопа-стабилизатора, благодаря которому автомат быстро обретает потерянное равновесие. Его трудно опрокинуть...»

Фотография Э. Ингобора. Изображение взято из открытых источников
Фотография Э. Ингобора. Изображение взято из открытых источников

Дорога на океан Леонида Леонова

Творчество русского советского литературного классика Леонида Максимовича Леонова в основном не имеет отношения к фантастике и тем не менее он оставил в ней заметный след.

Родился Леонид Леонов в 1899 году. В 1918 окончил 3-ю Московскую гимназию. Через два года мобилизован в Красную армию, участвовал в боях на Южном фронте, стал военным корреспондентом. Был секретарем редакции газеты «Красный воин». В 1924 вышел первый роман Леонова «Барсуки». С начала Великой Отечественной войны пишет пьесу «Нашествие», за которую удостаивается в 1943 году Сталинской премии. За роман «Русский лес» в 1957 году удостоен Ленинской премии. В 1967 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1972 избран действительным членом АН СССР. Последний роман Леонова «Пирамида» увидел свет в 1994. В этом же году он скончался.

Обложка романа Леонида Леонова "Дорога на океан". Изображение взято из открытых источников
Обложка романа Леонида Леонова "Дорога на океан". Изображение взято из открытых источников

Роман «Дорога на океан», впервые опубликованный в 1935 году, содержит утопические главы, оказавшие заметное влияние на творчество Ивана Ефремова и Братьев Стругацких.

«Эллиптический купол нависал над исполинским и будничным помещением. Самые размеры этого пространства внушали ощущение пустоты, сумерек и прохлады. (Какие овации потрясали эти стены в день отлета Океана-1!) И хотя то был главный зал Центральной обсерватории, нигде не виднелось ни привычных нам толстых труб со стеклянными чечевицами, ни тех чудесных всевидящих экранов, о которых мечталось радиотехникам древности. Был подан сигнал; неслышный человек стал у пульта, изображавшего звездное небо в меркаторской проекции; все померкло. Нарастающим гуденьем сопровождалось включение электронных телескопов. Глухой металлический звон сменился гулом отдаленных обвалов, и вдруг пустота перед нами наполнилась движением и чем-то, познаваемым только через безотчетный страх. Все вздрогнули. Бесформенное темное тело и следом другое, меньшее, пронеслись перед нами. Курилов зажал рот, как от ветра; мне почудилось — я озяб. Изнурительный холодок, как у Саула в Аэндоре, коснулся моего лба. Мелькание ускорилось, сиянье звезд явственней обозначалось во тьме... но мы не покидали земли, и оттого верилось, что сама вселенная ринулась сквозь нас, окаменевших свидетелей ее тайны. Поистине то был прыжок через время. В хаосе родился светящийся, еще наивный, как в утреннем сновидении, диск; он рос, угадывалась его сферичность, и смутные очертания, знакомые удачливым мореплавателям, проступили сквозь дремотные гряды облаков. Я вцепился в какую-то доску перед собою; она захрустела. Мое смятение слилось с неясным, как в катастрофе, пониманьем, что мы невозвратимо падаем на чужой, призрачный и девственный, материк...»

Портрет Л.М. Леонова. Изображение взято из открытых источников
Портрет Л.М. Леонова. Изображение взято из открытых источников

Приключения Любимой Дочери Эпохи продолжаются.