Найти в Дзене
Хьюстон, у нас отмена

Советский микроавтобус ЗиЛ-118 "Юность": с чего был скопирован, и были ли у него иностранные конкуренты

По вашим многочисленным просьбам делаю разбор советского микроавтобуса ЗиЛ-118 "Юность", который появился в начале 60-х годов, но так и не пошёл в серию. Многие полагают, что "Юность" была вся скопирована вдоль и поперёк с западных аналогов. Другие же искренне убеждены, что ЗиЛ-118 - это выдающийся "аналоговнет" советского автомобилестроения, и что в 60-х годах у него не было иностранных конкурентов. Ну что ж, давайте откроем эту матрёшку... Итак, начнём мы с решётки радиатора "Юности", а также с фар и общего силуэта передней части. Так вот, злые языки утверждают, что советские дизайнеры практически полностью и без изменений скопировали все эти элементы "морды" с мало кому известного и не пошедшего в серию польского грузовика ZUBR. В сети есть много фотографий этих польских грузовиков, и среди них действительно есть концепт, который в серию не пошёл. Причём датируется он концом 50-х годов. Вот он: Ну что похож, или нет? По-моему, так общий дух узнаваемости передней части скопирован пр

По вашим многочисленным просьбам делаю разбор советского микроавтобуса ЗиЛ-118 "Юность", который появился в начале 60-х годов, но так и не пошёл в серию. Многие полагают, что "Юность" была вся скопирована вдоль и поперёк с западных аналогов. Другие же искренне убеждены, что ЗиЛ-118 - это выдающийся "аналоговнет" советского автомобилестроения, и что в 60-х годах у него не было иностранных конкурентов.

Ну что ж, давайте откроем эту матрёшку...

ЗиЛ-118 "Юность"
ЗиЛ-118 "Юность"

Итак, начнём мы с решётки радиатора "Юности", а также с фар и общего силуэта передней части. Так вот, злые языки утверждают, что советские дизайнеры практически полностью и без изменений скопировали все эти элементы "морды" с мало кому известного и не пошедшего в серию польского грузовика ZUBR.

В сети есть много фотографий этих польских грузовиков, и среди них действительно есть концепт, который в серию не пошёл. Причём датируется он концом 50-х годов. Вот он:
Польский грузовик ZUBR
Польский грузовик ZUBR

Ну что похож, или нет?

По-моему, так общий дух узнаваемости передней части скопирован практически полностью. Копипаста она и есть копипаста. Но чтобы избежать полного и безоговорочного заимствования, советские дизайнеры добавили подфарники на "Юность", а саму решётку радиатора превратили в скруглённую трапецию.

Но на этом веселье беззаботной "Юности" не заканчиваются, потому что эффективным советским "манагерам" очень хотелось продемонстрировать этот микроавтобус Западу. Так в 1967 году в Ницце состоялась автобусная выставка. Советская пропаганда тогда сняла небольшой сюжет по этому случаю.
ЗиЛ-118 "Юность" для выставки в Ницце
ЗиЛ-118 "Юность" для выставки в Ницце

И если верить этой пропаганде, то Ницца буквально вся рукоплескала советскому микроавтобусу. "Юность" была многократно утоплена в овациях восторженной общественности прямо на французском побережье. А наград, грамот, дипломов, медалей, кубков и прочих регалий в общей сложности набралось такое количество, что их с трудом запихнули в сам микроавтобус.

На Ютубе есть это видео, и конечно же верить всему сказанному там было бы очень наивно. Потому что эта автобусная выставка проводилась уже много лет, и чего там только не было. И поэтому когда советская делегация своим ходом пригнала туда "Юность", то многие тогда так и не поняли, зачем им нужен этот плоский советский "аналоговнет" с прожорливым бензиновым V8 и "мордой" от польского грузовика?
-4
И просто чтобы вы понимали, в какой ситуации оказалась советская делегация со своим 118-м ЗиЛом на этом автобусном мероприятии, нужно обрисовать всё то, что на этой выставке уже успело побывать до 1967 года, т.е. до "Юности".

Итак, вычурные автобусы 50-х годов, которые своей "мордой" практически полностью повторяли американские Кадиллаки всё тех же 50-х годов, на тот момент производились в основном испанскими компаниями. И каждую свою модель автобуса испанцы возили на эту ежегодную автобусную выставку. А это значит, что вся заинтересованная общественность уже порядком насмотрелась на весь этот испанский стыд шик.

-5

Больше всего автобусов в такой манере произвела и показала испанская компания Hispano-Suiza. И поэтому когда в 1967 г. советская делегация прикатила свою "Юность", то у многих возник ряд вопросов. Зачем советские представители "Интуриста" сюда это прикатили? Чтобы что? Кого они хотят этим удивить? Может быть испанцев переплюнуть? Так ваш ЗиЛок и близко не стоял.

-6

И поэтому нашу советскую беззаботную "Юность" на этой выставке встретили прохладно и без интереса. Хотя советские пропагандисты наперебой кричали, что из иностранцев выстроилась целая очередь желающих заказать себе такой микроавтобус. И что конца и края этой очереди не было видно. Но наша делегация всем отказала, сославшись на чрезмерную загруженность завода ЗиЛ.

-7
К слову, дела на самом заводе в конце 60-х шли довольно хорошо. Завод гремел на весь Союз, а вот проблемы у него начались ближе к концу 80-х годов, а в нулевыхх годах по понятным причинам всё развалилось.

Так что не нужно ссылаться на чрезмерную загруженность. Ведь если бы на тот момент были реальные иностранные заказы на "Юность", то завод бы всё бросил, и начал бы делать эти микроавтобусы за рубеж. Потому что расчёт за них шёл бы в долларах.

-8

Но по факту ни одного реального заказа не последовало. Советская делегация покинула выставку с побрякушками в виде наград, но без контрактов. А это значит, что нужно было производить эту никому ненужную "Юность" на внутренний рынок, чтобы хоть как-то сохранить лицо.

Но делать этого очень не хотелось, потому что правящую партийную верхушку просто корёжило от одной только мысли о том, что простые советские граждане будут ездить на микроавтобусе, который построен на базе правительственного лимузина. Вот если бы иностранцы ездили - то это другое дело. А свои граждане перебьются.
-9

Мы здесь приводим большое количество архивных фото испанских автобусов, которые успели побывать на этой выставке. И выглядят они конечно шедеврально, просто бомбически. И вот скажите, после увиденного, был ли хоть один шанс у советской "Юности" на той выставке в Ницце?

Думаю, что ответ очевиден. Жалкое копирование и попытка подражать испанским аналогам никаких результатов не принесли, а для советских граждан этот микроавтобус производить не стали. Есть РАФики и прочие "Буханки", вот и перебьётесь. Не для вас задумано было, а для иностранцев. Но, как говорится, не фартануло...
-10

Что же касается однообъёмных иностранных конкурентов, т.е. со схожей пассажировместимостью, то Европу на тот момент к концу 50-х и началу 60-х годов заполонили микроавтобусы поскромнее. Так из 20-местных минибасов того времени следует отметить польский Jelcz MAT Oławka (Ельч Мат Олавка), который при тех же массо-габаритных параметрах имел более скромный двигатель, а значит и меньший расход топлива, чем у советской "Юности".

Jelcz MAT Oławka
Jelcz MAT Oławka

Плюс ко всему этот микроавтобус имел центральный проход и возможность стоять в нём в полный рост. А что там было с салоном у ЗиЛа-118? Высота его салона была такой небольшой, что не то что в полный рост встать, а просто разогнуться было нереально. И разумеется иностранцем это не понравилось.

Setra S6
Setra S6

Также особую популярность в конце 50-х годов в Европе получил ещё один микроавтобус - Setra S6, вместимостью 22 пассажира. Его двигатель мощностью 90 л.с. был весьма экономичным, а высота салона также позволяла пассажирам ехать стоя. По длине это автобус меньше "Юности", то при этом даже несмотря на то, что он на 10 лет старше, он всё равно выглядел на тот момент гораздо предпочтительнее чем советский "аналоговнет".

Setra S6 рестайлинг 60-х годов
Setra S6 рестайлинг 60-х годов