Общеизвестно, что у русского монашества есть неоценимые заслуги в освоении Русского Северо-Востока. Вместе с тем не следует забывать, что для местных жителей основание монастыря представляло серьёзную угрозу, поскольку князь мог передать в монастырского владение окрестные угодья и самих жителей.
Поэтому иногда пришлые старцы встречали отнюдь не тёплый приём.
Вот, например, эпизод из жития св. Кирилла Белозерского. Около 1388 года он пришёл в Белозерье и основал скит на берегах Сиверского озера. Один из местных жителей по имени Андрей весьма опасался, что вслед за отшельником на Сиверское озеро придут другие иноки и здесь образуется монастырь, которому по княжьему указу отдадут окрестные земли. Чтобы не допустить этого, он решил сжечь преподобного в его келье.
Впрочем, житие уверяет, что многократные попытки Андрея оканчивались неудачей: разожженный им огонь гас сам собою. Наконец, злоумышленник догадался, что идёт против воли Божией. Тогда со слезами раскаяния он исповедал грех свой преподобному Кириллу и спустя некоторое время принял монашество.
А вот другая история, которая свидетельствует, что монастыри и монахи скапливали в своих руках немалые богатства. Когда в округе распространилась молва, что пришедший из Москвы старец устраивает в пустыне монастырь, то некоему боярину Федору пришло на мысль, что Кирилл, вероятно, принес с собой много денег, и он послал своих слуг ограбить святого старца. Те две ночи сряду подходили к обители, но исполнить задуманное не могли, поскольку обитель охраняли ратные люди. Федор подумал, что Кирилла посетил кто-нибудь из московских вельмож со свитой и послал узнать, кто бы это мог быть. Спрошенные иноки отвечали, что уже больше недели, как в обители не было никого из посторонних. Тогда Феодор понял, что виденные его слугами ратники были не обыкновенные люди. Страшась казни Божией за свой умысел на святого мужа, он сам пришел в обитель и со слезами исповедал Кириллу свой грех. Преподобный простил его и после ласкового поучения сказал ему:
— Будь уверен, сын мой Феодор, что ничего у меня нет, кроме одежды, которую видишь на мне, и нескольких книг.
С того времени боярин стал почитать Кирилла, словно ангела Божия, и каждый раз, приходя у нему, приносил хлеб, рыбу или какой-нибудь другой подарок.
Илл.: Дионисий. Преподобный Кирилл Белозерский. Конец XV — начало XVI в.
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка .