Найти тему

Depeche Mode и их музыка для масс: как одним альбомом группа в 1987 году завоевала мир, проложив путь к успеху в девяностых

После успешного тура в поддержку мрачного Black Celebration, и вследствие этого первого концертного успеха за пределами родной Британии, группа заканчивает немецкий период творчества, и менее чем через год начинает запись нового альбома в Париже, продолжив и закончив его уже в Дании.

Там Depeche Mode было комфортнее работать (бассейн, бильярд, отдельные комнаты), чем во Франции, а внимание аранжировкам и большому количеству семплов со стороны преимущественно Алана Уайлдера было уделено больше, чем ранее.

Первым синглом стал синти-поп-бенгер Strangelove, выпущенный в апреле-87. С неё нидерландский клипмейкер Антон Корбейн (ранее успевший снять клип на A Question of Time) с развязанными руками начал формировать визуал группы. А стартовая песня волною депешмании накрыла все континенты и ударила точно в цель, хотя в чартах показатели были как всегда не очень. Аранжировка более попсовая, и не вписывалась изначально в альбом. Поэтому Дэниел Миллер по заказу группы сделал упрощённую версию, которая и вошла в альбом. На неё сняли альтернативный клип.

Впервые за долгое время в звучании стали прослеживаться небольшие гитарные партии автора песен Мартина Гора, пока что скрывающиеся за стеной синти-попа. Использование живых инструментов стало более интенсивным и менее строгим, что тоже придало звучанию больше стержня и определённой масштабности. Это ещё при повышении качества начальных демо-записей Гора.

Результатом стал десятитрековый альбом с несколькими дополнительными песнями, название которого было Music For The Masses. Гор и покойный клавишник Эндрю Флетчер придумали это скорее в шутку тем, кто заставлял писать примитивные поп-хиты для большинства слушателей.

Тот самый случай, когда шутка перестала быть шуткой, превратившись в насмешливое пророчество. Хотя оба упорно утверждали, что это было что угодно, но только не музыка для масс! Верим.

Второй сингл альбома, – фирменная Never Let Me Down Again, – участники Depeche Mode исполняют несколько десятилетий чаще любой другой своей песни. Изначально записанная как потенциальный стадионный гимн, песня стала не только им, но и одной из сильнейших в истории британцев, их фишкой и визиткой. И отсылки к запрещённым наркотическим веществам этому никак не мешают. А на обложке сингла, кстати, русскоязычная карта части Европы.

Альбом был фактически первым, спродюсированным группой самостоятельно. Из-за наросшего напряжения в студии при записи предыдущего альбома неизменный Дэниел Миллер отошёл на время от дел, а новоприглашëнный Дэвид Баскомб особенно в процессе не проявлял себя, принеся тем самым в чём-то больше пользы.

Весомую роль сыграл и дизайн обложек Мартина Аткинса при содействии Гора: фигурирующие на обложках, фотографиях и в клипах мегафоны, транслирующие повсюду Музыку для масс, девушки рядом с участниками, и так далее.

Идейно-клиповое продолжение Never Let Me Down Again – Behind The Wheel, которая в сингловой версии во много теряла свой шарм, но что вышло, то вышло. А песня в оригинале тоже обладает стадионностью, набирая мощь с каждой минутой. Чëрно-белая же сепия оператора Корбейна при съёмках тоже надолго стала фирмо́й Бэзилдонцев (плёнка Super 8).

Фактически это первый альбом, который начал формировать группу в том виде, в котором её будут знать всегда. Этакий пролог к Violator и пиковому Songs Of Faith And Devotion, на фоне которых Music For The Masses катастрофически недооценён.

Депеша именно с данного релиза захватывают без преувеличения весь мир, и 101-й завершающий концерт на стадионе в Роуз-болл (Пасадина) тому наилучший показатель.

Новой волной молодые ребята проехались по протоптанной колее в Штатах, Европе и впервые в Советском Союзе, который перед своим распадом раз и навсегда признал Вестник Моды для себя. Преемницей любви к группе стала Россия.

Именно шестой студийник группы из Бэзилдона заложил основы её бешеной культовости на седьмой части суши.

Little 15 не снискала особого успеха, и в альбом была включена неохотно. Тем не менее её выпустили отдельно в Франции, а Мартин Аткинс снял клип. Получилось тревожно и меланхолично, с клавишными нотками напряжения, тревоги и нарастающего беспокойства, всё это в конце объединённое в выстрел. Не менее интересен данный сингл би-сайдами, которыми Depeche Mode всегда тоже славились.

Кто из тогдашнего, и не только, поколения, не исполнял на дискотеках белый танец под The Things You Said? Кому из народов ближе всего цитата из советской хроники В докладах рассматривается эволюция ядерных арсеналов и социально-психологические проблемы гонки вооружений в To Have & To Hold, так и не сыгранной ни разу в живую?.. Кстати, смысл и перевод семпла участники узнали только пару лет спустя, а данный отрывок просто вставили изначально для придания большей атмосферности.

Кто из нас не угорал от сексуального подтекста и придыханий в I Want You Now? Где ещё можно найти такие упущенные песни, как Sacred, Nothing и инструменталку Agent Orange?.. Исключительно на Music For The Masses.

Закрывающая инструменталка Pimpf полна страха, того же напряжения, мрака и порока. Выглядит это пугающе и одновременно забавно, тем более в голосах слышится фраза Cold Beer. А смысл названия песни лучше погуглите. Кстати, все клипы были объединены Корбайном в один фильм Strange.

Отстранённость, мрак, похоть, тёмные очки, куртки, причёски; машинный бит, растащенный на мемы холодный вокал металлический голос Дейва Гаана и клавишные мелодии; холодные и лишённые романтики... Именно на данном релизе зародились основные фишки ансамбля в мрачно-тёмных тонах, заданных на предыдущем Black Celebration.

Это настоящая классика электронной поп-музыки, ставшая воплощением новой волны восьмидесятых. Она – их главная поп-запись и, собственно, эпитафия. Ни больше, ни меньше.

ВКонтакте | Spotify | Youtube | Apple Music

-2
Музыкальный обозреватель Леонид Алымов.

Телеграм-канал #музРельеф