В Беларуси не прекращаются гонения на священников. Если двумя годами ранее милиция и КГБ в Беларуси подавляли людей, которые протестовали после фальсификации президентских выборов в августе 2020 года, то теперь задержания, штрафы и тюремное заключение грозят всем, кто выступает против военной операции в Украине и союза режима Лукашенко с российским агрессором.
В прошлом году от репрессий пострадали как минимум 24 священнослужителя из различных церквей, половина из которых были священниками католической церкви латинского и византийского обрядов.
По данным инициативы Christian Vision, которая постоянно отслеживает преследования христиан в Беларуси, в прошлом году от репрессий пострадали как минимум 24 священнослужителя из разных Церквей: восемь римско-католических, три греко-католических, шесть православных и семь протестантских. Однако, скорее всего, это число выше.
Наиболее распространенной причиной задержания ополченцами было то, что священники выражали солидарность с Украиной после начала войны. Их вызывали на допрос за посты в социальных сетях, размещая, например, украинский флаг на своем ФБ (римско-католический священник Александр Баран), «лайкали» сайты, которые режим считает экстремистскими. Греко-католический священник Василий Егоров был оштрафован за наклейку на его машине со словами «Украина, прости», православные священники: Владислав Богомольников — за сбор денег для украинских беженцев, Михаил Маруго — за то, что встречал их с цветами на минском вокзале.
Священник католической церкви о. Анджей Булчак, который работает в Поставах на северо-западе Беларуси, подготовил видео с участием молодых людей после начала войны, в котором белорусская девочка высказывается против войны, написав письмо своим сверстникам. В нем она заявляет: «Мы не хотим войны, мы молимся за Украину, мы собираем деньги для детей, которые там пострадали. Я хочу, чтобы это письмо стало криком моего сердца: больше никакой войны!». За размещение этого видео в социальных сетях о. Булчак был вызван в полицию и оштрафован. Ему пришлось покинуть Беларусь после 14 лет служения, и сейчас он работает пастором в Гданьске.
В Беларуси человек может быть задержан под временным арестом на 72 часа. С некоторыми священниками во время ареста обращаются довольно жестоко, как с преступниками: после того, как их доставляют в тюрьму, их выстраивают спиной к стене, с поднятыми руками, обыск сопровождается лаем собак и оскорблениями. Отец Александр Баран, который просидел в тюрьме в общей сложности больше месяца, вспоминал, что условия содержания в одиночной камере были как в Средние века: «Я понял, что испытывали священники во время сталинских репрессий в 1930-х годах, которых сажали за решетку.
Кроме того, милиция и КГБ оказывали давление на епископов, вызывая их на беседы по поводу «непокорных» священников, которые критиковали действия режима и нарушения прав человека.
Католическая церковь в Беларуси уже много лет испытывает давление со стороны власть имущих. Священникам из Польши, которые работали в этой стране, часто отказывали в продлении визы. В конце августа 2020 года митрополита Минско-Могилянского архиепископа Тадеуша Кондрусевича не пустили в Беларусь, когда он вернулся из Польши. Преследование было связано с его призывами к мирному разрешению политического кризиса после выборов и к ненасилию в отношении протестующих. В конце концов митрополита впустили, но вскоре он сложил с себя полномочия, формально из-за возраста (ему было 75 лет).
В сентябре прошлого года власти закрыли католическую церковь Святых Симона и Елены в Минске, так называемый «красный костёл», после того, как в ризнице вспыхнул пожар, но внутри церкви он не причинил никакого ущерба. Есть много признаков того, что это был преднамеренный поджог. «Красный костёл» расположен на улице Советской рядом с площадью Независимости в Минске, в непосредственной близости от Дома правительства, городских властей и двух университетов. На площади проходили основные протесты 2020 года, а участники укрылись в католической церкви от ОМОНа. Теперь городские власти отказались разрешить церкви вновь открыться, отключили все коммунальные услуги в церкви и ректорате, а священникам приказали покинуть здания прихода.
Протестанты различных деноминаций также на протяжении многих лет сталкиваются с препятствиями в своей пастырской деятельности, например, баптистов штрафуют за проведение — согласно их традиции — крещения в воде на открытой местности, например, в озере или реке; для белорусских властей это «незаконные собрания». В столице церковь, используемая протестантскими общинами «Иоанн Креститель» и «Новая жизнь», была закрыта под предлогом неурегулированного правового положения церкви. За проведение служб вне закрытой церкви налагаются высокие финансовые штрафы. Не хватает информации о некоторых случаях в протестантских церквях, так как у приходов есть проблемы с получением юридической регистрации своей общины.
Но в последнее время православные священнослужители также подвергаются преследованиям и репрессиям. Самый длительный тюремный срок получил приходской священник из деревни Степанки Брестской епархии, о. Сергей Резанович. Его приговорили к 16 годам лишения свободы в исправительной колонии с усиленным режимом. Он считается политическим заключенным.
Некоторые репрессированные священники решили покинуть Беларусь, особенно польское католическое духовенство, служащее там, а также белорусы. Среди прочих, 7 православных священников покинули свою родину. Теперь они оказывают пастырскую помощь своим собратьям-эмигрантам за пределами своей страны.
Православие является доминирующей религией в Беларуси. Белорусская православная церковь имеет статус экзархата в составе Русской православной церкви.
Католики, которых насчитывается ок. 1 миллион, составляют 10 процентов населения. Римско-католическая церковь образует одну провинцию — Минско-Могилянскую митрополию, которая включает в себя одноименную архиепархию и Гродненскую, Пинскую и Витебскую епархии.
Протестанты составляют около 2 процентов населения страны, включая пятидесятников, баптистов, лютеран, адвентистов седьмого дня и другие более мелкие деноминации.
За репрессиями христиан в Беларуси следит инициатива Christian Vision.