И вот я снова в Катманду, на ее узких улочках, усыпанных магазинчиками, гестхаузами и кафешками, на площади Дурбар, под резными деревянными орнаментами и бесконечными беспорядочными жгутами черного кабеля, развешанного по стенам домов.
Я иду на главную историческую площадь, где еще не так давно собирался королевский Совет, он же Дурбар. Это место каких-то постоянных праздников, коих в индуизме великое множество, и не успеет закончиться один, как уже начинается другой.
Вижу на стене большую 3d-картину ламаистского идама, так что здесь веселятся не только индуисты. Вся площадь в дыму благовоний, повсюду женщины, как самая по традиции религиозная часть общества, радующаяся чему-то молодежь…
А вот на ступеньках и мужи. У них какое-то свое собрание, где председательствует спикер, представляющий очередного докладчика и помогающий ему вести обсуждение. Собрание это неформальное, вполне в духе времени – теперь Непал республика, с опорою на народ… угу-угу.
Еще до 2008 года страна была королевством (раджеством), и естественная тяга людей к самоуправлению (она же властолюбие) как всегда не принималась во внимание. Непал закостенел в своей монархической форме, закрылся элитарными фамилиями от западных новшеств и до поры до времени был в своей изоляции успешен. Но Шакти, Матерь мира, незаметно двигающая человечество по эволюционной спирали, и карма вскрыли все непальские защиты, и короли не удержали бразды.
Правда, лишились они власти не вполне революционным путем. По началу я думал, что здесь потрудились западные серпенты, ведь правление Бирендры вполне можно было сравнить с танцем на пороховой бочке – Непал был весьма нестабилен, с полным набором: студенты, оппозиция, подполье и партизаны. Но теперь склоняюсь к тому, что королевская династия потеряла власть почти самостоятельно, устроив переворот изнутри.
У короля Бирендры и его жены Ашварьи был старший сын Дипендра. Ему полюбилась девушка из династии Рана, к которой принадлежала и его мать. Не знаю, какие настоящие мотивы двигали его властолюбивой матушкой, под каблуком которой находился сам король, но Дипендре не удавалось одновременно получить благословение на брак и сохранить престолонаследие – родители были против.
И вот, по публичной версии, очень похожей на сценарий болливудского фильма, Дипендра, получив окончательный отказ в женитьбе, перестрелял на династическом ужине почти всех своих родственников. А потом самоубился.
Но этот душещипательный блокбастер рассыпается под градом фактов и подозрений. Во-первых, Дипендра был правшой, а разворотил себе череп выстрелом слева, что для самоубийц нонсенс – уж если они решились, то стреляются с привычной руки, чтоб наверняка.
Во-вторых, по данным от врача рана была у него и на спине, но кто мог это доказать, в-третьих, если тело Дипендры после трагедии сожгли без всяких экспертиз, а место расстрела разобрали по камням, что весьма похоже на заметание следов?
Да и зачем было Дипендре убивать вместе с родителями, как бы они не были ему ненавистны, своего младшего братика и сестренку? Абсурд, однако, если не принимать во внимание, что таким образом были уничтожены все престолонаследники по линии Бирендры.
Зато семья родного брата Бирендры по имени Гьянендра, которого вообще не было в Катманду, при расстреле выжила полным составом. Гьянендра и стал основным благополучателем, как говорят американцы, его и короновали, объявив очередным воплощением Вишну.
Кто-то называет основным устроителем переворота его сына Параса, и у них тоже имеются доводы. Дипендра, под влиянием Параса, сильно пил и наркоманил, и в тот вечер не вязал, что называется лыка. Его увел Парас как бы спать и вернулся. Но через пол-часа Дипендра появляется в весьма энергичном состоянии, и рука его тверда, он не мажет по целям – как это возможно? Поэтому у меня есть собственная версия – об одержании.
Найти в Непале дугпу (колдуна), способного подчинить волю почти кого угодно, гораздо проще, чем поверить во множество нестыковок. Возможно, он был среди дворцовых религиозных советников, «культработников». Эти ребята с волей натренированной, и при условии доступа за несколько раз могут установить полный контроль над любым психически более слабым человеком. Особенно, если на это тот согласится по своей воле, в надежде на оккультную помощь…
И вот дугпа в нужный момент овладевает совершенно безвольным Дипендрой, приказывая ему убить свою семью, но при этом не трогать ближайших родственников Гьянендры… Тогда все сходится, потому как все выжившие показали именно на Дипендру, которого после убийства мог пристрелить и Парас (вне помещения, без свидетелей), либо его человек. Ведь Парасу уже доводилось совершить безнаказанно одно убийство, так что крови-то он попробовал. Короче, поди теперь концы сыщи.
Между прочим, радикальным методом тотального расстрела когда-то у династии Шах отобрала власть династия Рана, когда ее первый премьер, задвинувший короля в угол, расстрелял в Катманду несколько сотен (!) представителей непальской элиты – так что был и исторический опыт. А все, что происходило, стремится к повторению.
Почти сразу после коронации Гьянендра попытался скрутить голову демократическим тенденциям, но это не удалось его более подкованному брату – на что рассчитывал новый король, мне неизвестно. В Непале полным ходом шел вооруженный замес с маоистами, за которыми стоял Китай, а в засаде пребывали оппозиционеры либерального толка, за которыми, как всегда, маячили уши западных серпентов.
И Гьянендра с сыном, похоже, были совсем не в тренде, так что не шибко у них получилось. В 2008 году последнего непальского короля парламент отрешил от власти, аватарства и запер в фамильном дворце. Хотели даже казнить, но у маоистов не хватило голосов. А Парас превратился в занюханного наркошу.
Короче, нонче в Непале ристалище для партийной борьбы, и парни на ступеньках наверняка пришли послушать новых кандидатов на власть, или же самим что-то рассказать из курса политических преобразований и привлечь сторонников.
Вишну теперь не осеняет головы партийных выдвиженцев, так что для религиозного населения все эти парламенты никак не святы. И начнись очередная заваруха, народ и пальцем не пошевелит.