Рассказ, который я хочу вам предложить нуждается в коротком предисловии.
Десять лет я проработал директором школы. В давние времена такие учреждения назывались вечёрками. Думаю, тем, кто постарше сразу вспоминается фильмы "Весна на Заречной улице" или "Большая перемена". Но нынче, это всё не так.
К нам приходили мальчишки и девчонки только потому - что они, добравшись до девятого класса, так и не смогли прижиться в своей школе: или плохо учились, или, мягко говоря, не в меру шалили, в общем были не такие, как все и сильно портили отчётность, чем естественно снижали рейтинги.
А в наше время рейтинги - это всё: и престиж учреждения, и зарплата руководителя. И приходилось этим ребятам переходить в нашу школу.
Скажу сразу, что коллектив у нас подобрался потрясающий. Все спецы, как на подбор. Для них любой ребёнок - свой, и отношение к каждому, как к родному. По привычке говорю: "ребёнок", хотя именно эти мальчишки и девчонки, взрослеют намного раньше.
В большинстве случаях к пятнадцати годам они имеют своё видение мира. И представляют они его так: кругом зло, помощи не жди, я никому не нужен, меня не любят и никогда не поймут. Они закрыты, а порой и озлобленны заранее на всех. Вот и попробуй найти с ними общий язык, если ты для него потенциальный враг.
Но всё оказалось намного проще. Если, проходя по коридору спросить у учащегося: "Как дела? Чем помочь?" или просто подмигнуть, то можно заметить искорку надежды в его глазах. И сразу становиться понятно, что только добро поможет достучаться до их сердец. Главное стучать нежно, а не ломиться в душу, как в закрытую дверь.
Может пройти много времени пока дети начнут тебе доверять. Они будут устраивать проверки, провокации и смотреть на твою реакцию. Они очень осторожны и хорошо чувствуют фальшь. И если в твоих словах они уловят нотки неискренности о доверии можно забыть навсегда.
Мне обычно доверяли, что удивляло не только меня, но и моих коллег. Я часто задумывался: почему? А потом понял - я с ними на одной волне, говорю на их языке и никогда не кричу. Я запросто мог приобнять за плечи хулиганистого мальчишку и шепнуть на ухо: не расстраивай меня, пожалуйста, ты же не такой.
Но это всё происходило, видимо, на отцовских инстинктах, без раздумий, или, как говорится: по велению сердца, от души. Я уважал их, а они уважали меня. Дверь моего кабинета, как и двери психолога, и социального педагога для ребят были открыты в любое время.
Не знаю, как к коллегам, но ко мне они заходили, чтобы рассказать о чём - то очень личном, попросить совета или просто всплакнуть. Не во всякой школе психолог может в три часа ночи отправить директору сообщение: "Простите, но срочно нужна ваша помощь. На странице в Контакте, "Таня Танина" опять опубликовала суицидальный пост. Она сейчас в сети. Надо, что-то делать".
«Понял», - коротко отвечаю я, ухожу на кухню и зависаю в переписке с проблемной девчонкой. А на утро она у меня в кабинете, глаза красные, но уже улыбается. Переглянувшись с психологом, мы облегчённо вздыхаем. Жаль, что нельзя в отчёты включить то, что через три года или пять лет, наши бывшие ученики приходят к нам и благодарят за то, что мы помогли им стать настоящими людьми. Сегодня мне очень не хватает моих ребят стойких, самостоятельных и независимых.
Ну, а теперь вашему вниманию рассказ 👇👇👇
Нажимайте на синюю строчку и подписывайтесь на мой канал!