В русской армии времен Екатерины II (1762 – 1796) служили почти одни только русские. Так было и в начале ее царствования, так было и спустя 30 лет после ее воцарения. Таким образом, национальных проблем в русской армии до 70-х годов XVIII века быть не могло.
Однако именно при Екатерине произошли самые серьезные административно-территориальные изменения. Так, в результате успешных войн, только за 23 последних года ее правления территория государства увеличилась на невероятных полмиллиона (!) квадратных километров .
Соответственно, и населения за счет этих территорий прибавилось значительно. Мало того, увеличение численности населения влекло за собой кардинальное изменение национального состава империи: если в 1762 году доля русских, как титульной нации, составляла 62,3%, то к концу царствования Екатерины II (1795 год) она снизилась до 48,9%, т.е. более чем на двадцать процентов! При этом население империи возросло с 23,6 до 41,2 миллионов человек – т.е. почти в 2 раза !
Так появилась первая серьезная проблема. Увеличилась территория, увеличилось население, но рекрутскую повинность из этого населения несли далеко не все. Представительство жителей разных регионов империи в вооруженных силах конца XVIII столетия было крайне неравномерным. Так, уроженцы центральных наместничеств, составляя около 40% населения страны, поставляли 50% всех рекрут, в то время как с Малороссии и Новороссии, где проживало почти 16% - набирали лишь 1% ! Чуть меньший перекос наблюдался у жителей Поволжья и совсем небольшой – у жителей Севера и Северо-запада. Пропорциональным было представительство лишь у народонаселения Урала и Сибири (8,5% населения и 8,3% рекрутов).
Естественным решением этой проблемы виделось увеличение доли нерусских народностей в русской армии. И преемники Екатерины начали постепенно исправлять этот перекос.
До Николая I российская армия укомплектовывалась на 90% великорусским крестьянством. При этом по национальному признаку (полностью или частично) освобождались от службы ряд народностей Сибири, жители Кавказа, Башкирии (последним было дано право денежной замены), Бессарабии, крымские татары, а также армяне и татары Астраханской губернии.
По территориальному признаку освобождались все жители отдаленных районов Сибири, жители Архангельской губернии (дано право денежной замены) и др. Сюда же относились изъятия по правам переселения. Этим правом пользовались переселенцы из Западной Европы – немцы в Поволжье, на Украине и на Кавказе, а также многочисленные переселенцы с Балкан (сербы, болгары, греки).
При Николае I в конце 20-х – 1-й половине 30-х годов XIX века были сделаны важнейшие изменения в плане комплектования армии.
Николай был человеком военным. И в армии он видел идеал (в том числе и государственного устройства). Она представлялась ему неким «плавильным котлом», где все ненужное (ему!) переплавится и оттуда, как у Пушкина, будут выходить идеальные, «все как на подбор», солдаты.
Однако на деле все оказалось гораздо сложнее.
________________________
Можно, конечно, было пойти по пути англичан, которые в своих колониальных войсках набирали воинов лишь из определенных, «воинственных» племен, т.е. людей, обладающих, по мнению колонизаторов, необходимыми для воинов качествами. Однако такой путь был не для России – в этом случае пришлось бы оставить в рядах армии одних только русских, что противоречило всей николаевской концепции устройства страны.
С середины XVIII века в русскую армию понемногу начинают вливаться чужеродные ей ранее элементы:
1) после отмены в 1764 году Гетманщины, спустя три года в армии появляются малороссы (правда, весьма в незначительных количествах);
2) после первого раздела Польши в 1772 году в ряды вооруженных сил России вливаются белорусы,
3) а после успешных Наполеоновских войн 1814-1815 годов, с присоединением герцогства Варшавского и образованием Царства Польского в составе Российской империи, в русской армии появляются и первые национальные формирования – армия Царства Польского и чуть позже - Отдельный Литовский корпус.
Правда, этот эксперимент с национальными военными кадрами (и тем более на стратегически важной западной границе) был признан крайне неудачным – просуществовав всего 13-16 лет, эти части были расформированы после польского восстания 1830-31 годов.
Итак. Резюмируем. Первая серьезная проблема возникла в конце XVIII века с присоединением в России огромной территории на западе и резким увеличением численности населения.
Во-первых, это могло привести к «разделению труда»: одни национальности в одной стране воевали бы за других.
Во-вторых, это «разделение» со временем сформировало бы отдельную «нацию военных».
В разные исторические эпохи в мире имелись примеры, когда одни, слишком воинственные народы, несли практически исключительно воинскую повинность за других (например, швейцарцы в Средние века, сикхи и т.п.)
БОЛЬШЕ НАРОДА – МЕНЬШЕ КИСЛОРОДА
5 января 20235 янв 2023
365
4 мин
1