Найти в Дзене
Владимир Шулояков

Пинежская святынь

Десять лет назад мы с пацанами проезжали вдоль всей Пинеги от её устья и почти до истока, и я хотел заезжать в каждую деревню, что на берегу, чтобы любоваться природными деревенскими пейзажами, северными деревянными церквями и вековыми каменными монастырями. Очень хотелось пройти левым берегом от деревни Красной через Мамониху до Суры и Кевролы. Но, как всегда, времени было мало, да и летом через речку можно перебраться только на пароме, которые не всегда работают и есть далеко не в каждой деревне. И вот сейчас, спустя десять лет, в январе, когда открылись все зимники и на реках встал лёд, мне таки довелось посетить все те места, о которых я когда-то мечтал. 

Мы по ледовой переправе переехали Пинегу и оказались в деревне Сура, я абсолютный атеист и прагматик с научным складом ума, и никогда ни во что не верю, несмотря на то, что с богом дружу уже много лет и общаюсь с ним каждый день, но откуда-то знал, что это место какое-то особенное, святое что ли. Зашли в первую попавшуюся церковь, что на берегу реки, нас встретила какая-то служительница из Северодвинска, которая приезжает сюда просто пожить иногда и послужить храму. Девушка оказалась невероятно чистой и добродушной, от неё в буквальном смысле исходил свет и веяло теплом, она сказала, что наш визит сюда - это большое чудо, что далеко не каждый сюда может попасть, что большинство людей, желающих сюда приехать, терпят бедствие по дороге, а добираются лишь избранные. 

По её наставлению зашли в другую церковь, которая считается какой-то очень чистой и сильной, я традиционно понатыкал с десяток свечей в подсвечники с искренним пожеланием всем скорейшего счастья и здоровья. На выходе пообщались с очень доброй монашкой, которая десять лет назад приехала в эту деревню из Казахстана, она тоже сказала, что наш приезд сюда неслучайный, что добирается до сюда обычно один из десяти, а со всеми остальными случаются непоправимые неприятности еще по дороге. Попрощались, пожелали всего самого доброго друг другу и поехали дальше в Веркольский мужской монастырь, это место тоже считается каким-то очень особенным, хоть я в этом ни черта и не понимаю. 

Опять переехали по льду красавицу Пинегу, поднялись в горку и увидели красивый большой монастырь на закате дня. По дороге неспеша прохаживался какой-то монах в чёрной рясе и с седой бородой, а на задворках хозяйственными работами занимались пара трудников, в остальном здесь царила полная тишина и покой. Неоднократно замечал, что монахи в глухих уединённых монастырях очень нелюдимы, не разговорчивы и намеренно прячутся от сторонних глаз, здесь история не стала исключением, я метров пятьдесят шёл за монахом, чтобы поздороваться, потому что он единственный, кто был на улице в этот морозный закат. В итоге догнал, сходу задал ему пару идиотских, но глубоко философских вопросов, чем сразу же завоевал его внимание и интерес ко мне.

Мы минут пятнадцать с ним говорили о боге, о мироустройстве, о смысле земной жизни, о спасении души, о святых на земле, ничего нового он мне не ответил, но его взгляд на жизнь и непоколебимое спокойствие мне очень понравились, я бы с радостью с ним поговорил ещё часок. Он так и не смог мне ответить, что заставляет монахов отрекаться от мира и с головой уходить в одиночество, теряя жизнь. У ледовой переправы я встретил женщину, она оказалась пресс-секретарем монастыря и очень удивилась тому, что монах со мной вообще заговорил, потому что он ни с кем не разговаривает, на мой вопрос про смысл отшельничества она ответила, что большинство монахов прячутся здесь от разного рода соблазнов (алкоголь, наркотики, похоть), но есть и те, кто просто видят близость к богу в уединении.

После нашей прогулки по Пинежским берегам у меня окончательно определилась и сформировалась моя новая мечта. По возвращении домой я покупаю самый маленький карманный детский кроссовый мотоцикл, готовлю его к экспедиции, варю маленький прицеп под небольшой баул и летом отправляюсь в одиночное путешествие по всей Архангельской области на месяц-два. Буду просто любоваться закатами над северными реками, деревенским бытом, общением с местными жителями, может поживу несколько дней в монастырях, общаясь с отшельниками, буду делать красивые фотографии и попытаюсь снять документальный фильм о жизни русского севера. В общем, ничего нового, всё та же неугомонная любовь к русскому северу, природе, простым людям, дороге и приключениям.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9