Родное село встретило Людмилу приветливо. Весна ещё только начиналась. Снег лежал по подсеверьям огромными сахарными глыбами, но таял днём на солнцепёке, как куски рафинада в горячем чае. На глинистых увалах и по берегам неглубокой родниковой речушки уже зацветали лучистые солнышки мать-и-мачехи. В логах бежали прозрачные ручейки. Они то кружились в маленьких водоворотах, то плавно струились по пологим полянкам. Везде зацветали остролистные букетики гусиного лука с изящными нежно-жёлтыми соцветиями. Пушистики на вербе становились ещё пышнее в весенних лучах, как только что вылупившиеся гусята.
Людмила сразу погрузилась в бурлящую школьную жизнь. Её взяли работать организатором и вести часы музыки. Жизнь с Михаилом многое дала ей. Она стала вести школьную самодеятельность.Детский хор, вокальная группа, уроки не оставляли ни одной минутки свободного времени. Впрочем, это было хорошо.Иногда она чувствовала, как волна тоски накатывала на неё. Ей хотелось всё бросить и лететь к Михаилу. Как бы там не было, он был первым мужчиной в её жизни. Однажды, когда она была на курсах, поехала к нему. Михаил был очень рад, счастлив. Людмила прожила у него целую неделю. Пока... Пока он снова не напился и не устроил безобразную сцену.
Люда вернулась домой , ничего не сказав родителям.
Постепенно боль от разлуки утихла, и она стала жить дальше.
После одного из концертов к ней подошёл её давний знакомый Андрей, сын соседей.
-Люда, можно я тебя провожу.
-Проводи, если хочешь.
Молодые люди медленно шли вдоль речушки. Мать-и-мачеха уже отцвела. Понемногу становилось темно.Установилась та летняя, приятная теплота, далёкая от жары. Андрей остановился возле родника. Рядом была невысокая скамеечка, сделанная из неоструганных кленовых веток.
-Давай посидим здесь,-предложил Андрей.
-Давно мы с тобой не виделись, - медленно произнесла Люда.- Ты же, кажется, женился? Я слышала, что у тебя есть дочь?
-Да, была семья. Дочке четыре года.
-А почему вы расстались?
-Мне не хочется об этом говорить.
-Ну и не надо.
-А ты? Что у тебя случилось?
-Мне тоже не очень хочется говорить об этом сегодня.
Андрей взял Люду за руку, а потом бережно прижал к себе. Она не сопротивлялась. Через месяц после первой встречи Андрей пришёл к Людмиле с огромным букетом цветов:
-Знаешь, Люд, давай поженимся.
Вторая свадьба Людмилы тоже была негромкой: молодые, родители, и свидетели.
Если бы кто-то спросил Люду: любит ли она Андрея, она бы не смогла ответить сразу. Ей с ним было тепло и надёжно. Первое время, если Андрей выпивал, мучительная волна пробегала по всему её телу, и она замирала при звуках его голоса. Постепенно она успокоилась, когда поняла, что Андрей не агрессивен, и стала наслаждаться семейной жизнью.
На третьем году семейной жизни родственники стали поговаривать о том, что пора бы уже молодым завести ребёнка. Людмила и Андрей отшучивались:
-Работаем, стараемся!
Однако, между собой они понимали, что нужно принимать какие-то меры. Людмила догадывалась об истинной причине своего бесплодия, но даже с родными людьми она не могла поговорить об этом.
Врач, к которому она пришла на приём, глядя на неё поверх очков, спросил:
-Первый аборт делали, девушка?
-Это была вынужденная ситуация.
Сейчас, бессонными ночами, она вспоминала, как однажды, после удара Михаила, у неё открылось сильное кровотечение. Он испугался, вызвал скорую.
После обследования выяснилось, что она была беременна на раннем сроке. Пришлось делать выскабливание. Об этом случае она не сказала никому. Михаил плакал, валялся у неё в ногах, обещал, что больше такого не повторится.
Люда перевернулась на другой бок и включила ночник:
-Неужели это последствия того случая?
Поездки по врачам продолжились. Бесконечные обследования, мучительные процедуры... Казалось, им не было конца. Однако, ничего не помогало.
Постепенно к ней пришло осознание того, что с мечтой о детях придётся распрощаться. Благо, что у её сестёр народилась целая куча племянников. Людмила полюбила их, как родных. Всю любовь отдала им.
Были ещё две попытки усыновления детей из неблагополучных семей.
Однажды она побывала с работниками социальной защиты во время проверки. То, что она увидела, потрясло её: голод, грязь.Особенно её внимание привлекла маленькая черноглазая девочка с пышными чёрными кудрями. Одетая в старые тряпки, девочка глодала сухую хлебную корку. Людмилу настолько потрясла эта картина, что она побежала в магазин, накупила там всяких продуктов и принесла детям. Ей захотелось схватить кроху и унести подальше отсюда. Она даже начала ходить по инстанциям, узнавая о процедуре усыновления, но близкие удержали её от этого шага:
-Ты посмотри на её родственников: она разрушит твою жизнь.
Людмила плакала, но понимала справедливость их сомнений.
Ей пришлось смириться.Муж тоже был против этого удочерения.
(продолжение следует)