Николай Ежов, будучи наркомом, стал причиной расстрела почти 700 тыс. человек, еще более 1 млн было осуждено. Он гордился тем, что провел великую чистку среди чекистов. Изменения коснулись всех – командования армии, обычных людей.
За террор тот период стали называть «ежовщиной», но еще больше вопросов осталось по поводу папок, найденных в кабинете и сейфе при обыске. Среди них якобы находился компромат на Сталина. Есть ли правда в этом, я разбирался сам, подробнее расскажу в статье.
Стремительный подъем по карьерной лестнице – как это было
Николай Ежов был небольшого роста – 1,51 м, мирного нрава, по крайней мере, так отзывались о нем те, кто его знал на заре карьеры. Но на деле оказалось, что это довольно жесткий человек, садист по натуре, выстроил целую систему, позволившую ускорить «расследования» дел. В действительности Ежов наладил конвейер из пыток, за счет чего повысилась сговорчивость арестантов, которые в большинстве своем не дождались справедливого суда.
Родился Ежов в Литве (г. Ковно) в 1895 г. От матери научился языкам: литовскому и польскому, а от отца – русскому. Учился в Петербурге – состоял в учениках портного, что в дальнейшем сыграет злую шутку с Ежовым. В анкетах писал, что у него «неоконченное низшее», это означало 2 класса школьного образования. Это уникальный случай, т. к. многие представители правящей верхушки были образованными интеллектуалами или просто грамотными людьми.
Ежов отличался слабым здоровьем, что мешало службе в армии, еще одной причиной был низкий рост. Путь к должности наркома начал с помощника комиссара, куда попал по воле случая – благодаря своевременному вступлению в РСДРП, хоть и не стал ярым революционером.
О мягкости Ежова вспоминали сотрудники, когда он служил в Семипалатинске секретарем губкома РКП. Благодаря большому количеству положительных отзывов карьера шла вверх, вскоре он нашел свое место в орготделе ЦК – работал инструктором с Москвиным. Этот маленький невзрачный человек стал отличным исполнителем. В 1930 г. он знакомится со Сталиным.
«Кровавый карлик» и падение наркома, наводившего ужас на весь Союз
Когда Ежов оказался на должности наркома, он реализовал план Сталина по чистке рядов руководителей и простых людей, которые по каким-то критериям могли попасть под категорию антисоветских граждан. Пик репрессий пришелся на 1937 г., но они начались еще годом ранее и завершились вместе с закатом карьеры «кровавого карлика» и его арестом. Когда Ежов служил в орготделе ЦК, активно собирал досье на многих руководителей партии, не обошел и Сталина.
На пике своей деятельности нарком разошелся настолько, что нарушил все границы дозволенного. Даже высшему руководству не позволялось то, что совершал Ежов – он погряз в разврате и пьянстве, не являлся на службу. Это следствие его учебы у портного, который уже тогда показал негативный пример нерадивого работника и пьяницы.
В результате Ежов привлек внимание Сталина своим поведением, тот понял всю опасность ситуации – нарком получил слишком много власти. При его уровне амбиций он мог попытаться захватить бразды правления в свои руки. Это было недопустимо, а потому Сталин реализовал план по устранению Ежова.
Сначала Берия был назначен его заместителем. Затем появились письма с кляузами на наркома. Правящая верхушка и сотрудники младших рангов наблюдали за бойней, которую он устроил. Эта волна вышла из-под контроля, ее нужно было локализовать.
Уже в апреле 1939 г. Ежова взяли под конвой прямо из кабинета Маленкова. Во время обыска был вскрыт сейф. Как рассказывал Маленков-младший, Сталин взял одну из папок со своим именем, после чего задал вопрос присутствующему Хрущеву, Кагановичу, почему нет таких же на них. Ответ мог дать только Ежов: возможно, он не успел составить досье, может, держал в другом месте. Еще одна версия – отсутствие достаточно веского компромата.
Интересно: Сам Сталин стал высказываться резко негативно о деятельности Ежова. По словам авиаконструктора Александра Яковлева (которому безоговорочно верил Сталин), вождь назвал наркома разложившимся человеком, мерзавцем. Обвинил в уничтожении лучших кадров.
О том, был ли на самом деле компромат на Сталина, у некоторых есть сомнения, т. к. использовать его Ежов не смог бы без риска для жизни. К тому же держать такой документ у себя в кабинете, когда уже пошла волна негатива на него, было крайне опасно и даже безрассудно. Сам Ежов был лишь игрушкой в руках Сталина, несмотря на устрашающую репутацию. Вождь устранил наркома, как только тот вышел из-под контроля.
Подпишитесь на канал.
Дальше будет ещё интереснее! 😉