Яков Джугашвили – сын Иосифа Сталина от любимой женщины, первой жены Екатерины Сванидзе. Она рано умерла.
Несмотря на привязанность к супруге, Сталин не имел возможности заниматься их общим сыном, т. к. вел активную революционную деятельность.
Яков рос среди родных матери. Он стал ближе общаться с отцом только в 14 лет. Это стало причиной отстраненных отношений и, возможно, сформировало дальнейшую судьбу Якова, когда он попал в плен.
Жизнь до войны – характер Якова
По характеру сын с отцом во многом были схожи. Это создавало проблему в общении. Яков как раз вошел в подростковый период, что лишь усугубило ситуацию. Он рано решил жениться, а когда отец не одобрил брак, стрелял в себя. К счастью, выжил. Это безвозвратно отвернуло Сталина от сына.
Первый брак быстро завершился. В 1936 г. Яков встретил новую любовь, повторно женился. В этом браке появилась дочь Галина. Сам же новоиспеченный отец выбрал для себя военную карьеру. Когда жизнь стала налаживаться, началась война.
Яков, будучи офицером-артиллеристом, пошел на фронт, со Сталиным попрощался сухо. Он почти сразу был взят в плен. Успел лишь отличиться под белорусским городом Сенно. Находясь в плену, Яков вел себя нестандартно, по мнению немцев.
Плен: что делал и говорил Яков Джугашвили
Поначалу никто не знал, что с Яковом, он числился пропавшим без вести. Даже после установления факта пленения не было достоверно известно, что с ним происходило. Документы стали доступны лишь после войны.
Сын Сталина не шел на контакт с офицерами немецкой армии. Он отстаивал свои убеждения, раскрывал нелицеприятные действия фашистов. К примеру, Яков отрицал убийства немецких пленных советскими солдатами.
Джугашвили утверждал, что фашисты использовали коварные методы ведения войны: переодевались в советскую форму, совершали попытки распространения опасных вирусов.
При этом Яков лояльно отзывался о политике Сталина, несмотря на натянутые отношения между ними. Как выяснилось, он негативно высказывался о евреях, что странно, учитывая национальность его второй жены (Юдифь Исааковны Мельцер).
Еще один камень преткновения между Яковом и немцами во время допросов – ход дальнейших событий. Джугашвили утверждал, что победит СССР. Он был не особо полезен для фашистов.
После допросов Якова отправили в концентрационный лагерь, где он и погиб от удара током, когда бросился на проволоку ограждения. Возможно, он бы остался жив, одобри Сталин обмен. Сам Джугашвили стыдился пленения. На допросе он сказал: «Мне стыдно перед отцом, что я остался жив».